Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: автоконцерны намерены отказаться от привычных технологий и заменить их беспилотными новациями

Мировые автоконцерны намерены отказаться от привычных технологий и заменить их беспилотными новациями. Текущая статистика свидетельствует против традиционных авто. По данным немецкого издания WirtschaftsWoche Heute, впервые за несколько десятилетий в развитых странах снизились объемы продаж автомобилей, а также уменьшился километраж, “намотанный” на авто. Эти показатели начали сокращаться еще до мирового финансового кризиса 2008 г. В Великобритании, Японии и Франции длина дистанции, преодоленной жителями на машинах, в 2000-2010 гг. хронически уменьшалась. В Германии с 2000 г. фиксируется сокращение автопродаж. По данным исследований, почти треть немцев признали, что могли бы отказаться от собственного авто. Машины выходят из моды и в Соединенном Королевстве. В стране продолжается прирост населения, при этом количество железных коней остается прежним.

Автопроизводители тешат себя надеждой, что люди теряют интерес не к машинам, а к процессу вождения. Поэтому все крепче задумываются о продвижении на рынок самоуправляемых авто. Ученые считают, что всего через четверть века ручное управление автомобилем станет анахронизмом. Через два-три десятилетия машины будут столь умны, что смогут доставить пассажиров в любой пункт назначения без вмешательства человека. В Международном институте инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE) утверждают, что к 2040 г. 75% автомобилей на дорогах мира будут беспилотными. По прогнозу компании Google, начало продаж самостоятельных авто приведет к настоящей революции – позволит на 90% сократить количество ДТП, уменьшить затраты времени и топлива, а также количество автомобилей в целом. Ученые из Колумбийского университета в США подсчитали, что использование машин с автопилотом повысит пропускную способность магистралей на 273%.

До сих пор основной загвоздкой для внедрения инноваций в сфере транспорта являлись сложности создания инфраструктуры для их использования. Но в IEEE уверяют, что в случае с автомобилями-беспилотниками этих препятствий не будет. Для их эксплуатации достаточно существующих дорог, хотя их внешний облик может кардинально измениться. В будущем дорожные развязки и перекрестки будут оборудованы датчиками, камерами и радарами. Именно на них будет лежать ответственность за эффективное управление движением и предотвращение аварий. Светофоры и дорожные знаки исчезнут: оснащенные сенсорами машины-беспилотники смогут обойтись и без световых сигналов. На дорогах для каждого типа машин будет отведено определенное место. Обычный и беспилотный транспорт будет ездить по разным полосам. Это поможет раскрыть энергосберегающий потенциал самоуправляемых автомобилей и, возможно, повысит скоростной лимит на дорогах будущего. Максимально разрешенная скорость на дорогах к 2040 г. может увеличиться до 160 км/ч. К этому времени автомобили перестанут быть личной собственностью. Их будут брать в аренду только в случае необходимости.

Действующий проект беспилотных автомобилей имеет компания Google. Поисковый гигант успел получить первую в США лицензию на использование самоуправляемых машин на дорогах общего пользования. Его автопилотники уже проехали около 500 тыс. км, не попав ни в одну аварию. Тем не менее Google не торопится анонсировать скорый выпуск умных автомобилей. Прежде чем запустить их в серийное производство, компании придется решить ряд технических проблем. Например, научить компьютеры ориентироваться в сложных погодных условиях, когда дорожные разметки засыпаны снегом. Автопилоты придется приспособить и к изменениям трасс. Сейчас, когда беспилотная машина оказывается на шоссе, не занесенном на карту, компьютер теряет ориентиры.

На пятки Google уже наступают мировые автоконцерны, спешно разрабатывающие системы автономного управления автомобилем. Недавно BMW совместно с Continental анонсировали исследовательский проект на 2013-2014 гг. В его рамках будет создан ряд прототипов технических систем для беспилотных автомобилей. Предполагается, что к 2016 г. будут разработаны отдельные автономные системы, к 2020 г. – высокоавтоматизированный прототип, способный самостоятельно ездить на отдельных участках дороги. В 2025 г. должен появиться полностью автономный робот BMW. Он сможет колесить по любым дорогам, не требуя присутствия человека в салоне авто. Об активизации программы автономного вождения заявил и индустриальный гигант Bosch, уже успевший наладить поставки систем адаптивного круиз-контроля и экстренного торможения некоторым автопроизводителям. Технология, разработанная Bosch, не ограничивается вождением автомобиля. Среди прочего она помогает найти место для парковки и автоматически припарковать машину. А в ближайшем будущем должен появиться так называемый ассистент в пробке, который сможет перестраиваться в другой ряд и объезжать заторы.

Среди лидеров внедрения беспилотных технологий и Volvo. В конце прошлого года она провела презентацию нового проекта SARTRE, в котором приняли участие семь европейских компаний. Его цель – внедрение технологий автономного движения в повседневную жизнь. В скором времени водитель сможет не держать руки на рулевом колесе и не следить за дорогой во время движения. Во время презентации специалисты Volvo показали колонну, состоящую из двух грузовых и трех легковых автомобилей. Ведущим грузовым автомобилем управлял водитель, остальные следовали за ним самостоятельно. При этом расстояние между машинами не превышало четырех метров, а максимальная скорость автономного движения достигала 90 км/ч. Благодаря специальным датчикам действия автомобилей были полностью скоординированы, и машины моментально реагировали на смену дорожной ситуации. Правда, Volvo еще придется немало потрудиться над адаптацией беспилотников к таким экстренным ситуациям, как уход от внезапно появившегося препятствия или применение экстренного торможения. Тем не менее инженеры Volvo убеждены, что технология движения в караване уже скоро приживется на дорогах.

По данным исследований, средний возраст водителей постоянно увеличивается. Например, 90% американцев в возрасте 60-64 лет умеют водить, а вот доля молодых водителей продолжает уменьшаться. Вместо того чтобы садиться за руль, молодежь пользуется автобусами, метро и велосипедами. Частота пользования общественным транспортом среди жителей США в возрасте от 16 до 34 лет в 2001-2009 гг. выросла на 100%.

Аналогичная ситуация зафиксирована в Германии. Там молодеж в возрасте до 24 лет особенно активно стала пересаживаться на общественный транспорт и велосипеды. Да и представители других возрастных категорий все чаще отказываются от личных авто. Высокая плотность транспорта на дорогах, пробки и недостаточное количество мест для парковки заставляют людей оставлять железных коней в гаражах и отдавать предпочтение более быстрым видам передвижения. Самым “неавтомобильным” городом Германии, по данным исследовательского центра CAR, является столица страны – Берлин. На тысячу жителей здесь приходится лишь 289 автомобилей. Еще одной причиной отказа от машин стали значительно возросшие расходы на их обслуживание, которые в 2005-2011 гг. выросли на 11%. (Комментарии/ugmk.info/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version