Машиностроение Украины и мира

СНГ: Украина и Россия могут создать совместное предприятие по производству самолетов «Руслан»

Украинское правительство готово передать совместному предприятию с Россией интеллектуальные права на крупнейший в мире серийный транспортный самолет. Вице-премьер Юрий Бойко заявил, что совместное предприятие по производству самолетов “Руслан” может быть создано осенью. При этом основной заказчик со стороны России – Минобороны – отказался от закупок “Руслана”. Коммерческие предприятия финансово не потянут проект по возобновлению производства “Русланов”, подчеркивают эксперты.

Осенью Украина и Россия могут создать совместное предприятие (СП) по выпуску модернизированной версии тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 (“Руслан”), сообщил вице-премьер Юрий Бойко (курирует в том числе промышленный сектор). По его словам, договоренность об этом была достигнута в Сочи во время встречи премьеров Украины и РФ Николая Азарова и Дмитрия Медведева. “Было принято решение о создании совместного производства по строительству самолета Ан-124-100 “Руслан”. Мы получили поручение от премьер-министров обеих стран подписать уставные документы уже в сентябре на заседании украинско-российского комитета по вопросам экономического сотрудничества”, – заявил Бойко. По его словам, это будет пилотный проект “новой модели сотрудничества между авиапромами двух государств”. “Очень важно, чтобы мы имели положительный опыт создания совместного предприятия и совместного производства. Ан-124 – это уникальный самолет, который имеет очень большой потенциал во всех сферах мировой экономики”, – отметил Юрий Бойко.

Украинская сторона может внести в совместное предприятие технологическую базу и инновационную составляющую, а российская – финансы и рынок сбыта, заявлял ранее Юрий Бойко. “В таком случае интеллектуальная собственность СП должна быть защищена от передачи третьей стороне”, – подчеркнул вице-премьер.

На встрече в Сочи вопрос о возобновлении совместного производства “Русланов” действительно поднимался, подтвердил пресс-секретарь премьер-министра Николая Азарова Виталий Лукьяненко. По словам источника в правительстве, премьеры не подписывали никаких соглашений: “Договоренности были устными, и было найдено решение, как можно восстановить производство – это СП”. “Мы работаем над организацией совместного производства. Решение об этом было принято президентами России и Украины год назад”,- отметил генконструктор ГП “Антонов” Дмитрий Кива. В российской авиакорпорации ОАК неофициально говорят, что на встрече премьеров не было представителей российского авиапрома, но были представители Минпромторга.

Источники с российской стороны утверждают, что производство самолетов невозможно, если не будет заказа со стороны Минобороны РФ. В прошлом году (при бывшем министре обороны РФ Анатолии Сердюкове) сообщалось о том, что Минобороны может приобрести до десяти единиц таких самолетов. Однако с назначением нового руководителя ведомства – Сергея Шойгу – ситуация изменилась. Источник в военном ведомстве сообщил, что и в настоящий момент это приобретение не считают целесообразным: “Упор будет сделан на заказ Ил-76МД-90А. Авиастроение всегда было предметом политического торга Украины и России”, – отмечает глава аналитического отдела агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. “Однако что касается Минобороны, то ключевой задачей для министерства сейчас является замена устаревших Ан-12 и Ан-26. Ну а “Русланы” у министерства есть, и, скорее всего до 2020 г. они будут последовательно ремонтироваться и модернизироваться”, – отметил эксперт. По его словам, “Русланы” нужны Минобороны в основном для оперативной переброски больших контингентов Вооруженных сил и достаточно тяжелой техники в случае конфликтных ситуаций, но подобных агрессивных планов у РФ сейчас нет.

Если страны все же создадут СП, то предприятие вряд ли будет эффективным, считает Олег Пантелеев. “Передача интеллектуальной собственности – большой плюс. И оборонно-промышленным, и коммерческим предприятиям будет легче вести переговоры с такой компанией. Однако даже создание СП не гарантирует возобновление производства. Для государства сейчас нет смысла тратить такие средства, а коммерческие компании вряд ли могут осилить такой проект”, – подчеркнул он.

В возобновлении производства заинтересована российская авиакомпания “Волга-Днепр” (крупнейший гражданский эксплуатант “Русланов”). ГП “Антонов”, запорожский производитель авиадвигателей “Мотор Сич” и авиакомпания “Волга-Днепр” отрабатывают поэтапную программу восстановления производства, разработки и выпуска “Русланов” для мирового рынка с 2003 г. В январе в “Волга-Днепр” заявляли, что нуждаются в 60 самолетах схожей с Ан-124 вместимости до 2030 г., поэтому в компании решили начать штучное производство “Русланов” в Германии “после десяти лет бесполезных попыток сделать что-то в России”. (Коммерсант-Украина/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version