Машиностроение Украины и мира

Украина: ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» (КВСЗ) создает совместный бизнес с россиянами

В начале июля на российском ОАО “Кировский завод” сообщили о создании совместного предприятия с украинским Крюковским вагоностроительным заводом (КВСЗ). Соответствующий меморандум стороны подписали 27 июня, указывалось в пресс-релизе российской компании.

Совместное предприятие (СП) создается в РФ, на промышленной площадке “Кировского завода” и на условиях равного партнерства. Мощность производства планируется “на ежегодный выпуск 100 вагонов метро (или трамваев) и 50 вагонов межрегиональных поездов или вагонов дизель-поездов при односменном режиме”. При этом уточнялось, что организовать СП стороны намерены до 10 октября, а наладить производство на его мощностях – уже с 1 декабря.

Объем инвестиций в создание обрисованной конфигурации производства, передавало также агентство, в нынешнем году составит 120 млн. руб. (около $3,6 млн.) В течение 2014-2015 гг. в его развитие будет направлено еще 750 млн. руб. (свыше $22,5 млн.).

В чем интерес украинского учредителя этого проекта, которому придется поделиться технологиями вагоностроения с российской машкомпанией, специализирующейся ныне на выпуске дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники?

Комментировать подробности меморандума с “кировцами” в пресс-службе Крюковского ВСЗ отказались. Аналитики же уверены – за счет этой сделки украинское вагоностроительное предприятие сможет решить минимум две стратегические задачи: попытаться закрепить свои нынешние позиции на рынке машиностроительной продукции и освоить на нем новые для себя ниши.

По обнародованной ранее информации, в 2012 г. на КВСЗ выпустили рекордное количество грузовых вагонов – почти 11 тыс. (на примерную сумму в 6,37 млрд. грн.), что на 2,4% превысило показатель 2011 г. Порядка 90% данной продукции завод в прошлом году поставил в Российскую Федерацию, указывают аналитики. И предупреждают: в нынешнем году тенденции для Крюковского ВСЗ, да и всего украинского вагоностроения, складываются далеко не столь приемлемо.

В инвесткомпании Dragon Capital приводят следующие данные. За 5 месяцев уровень выпуска продукции в украинской вагоностроительной отрасли оценочно снизился на 30-40% в сравнении с аналогичным периодом 2012 г. При этом секторальный лидер предыдущих лет – сегмент полувагонов – демонстрирует наиболее значительный спад. В отчетный период его доля в общем производстве вагонов упала с 50-60% до порядка 20%.

Причину этого эксперты Delo.ua усматривают на все том же российском направлении, куда в массе своей и уезжала в последние годы продукция отечественных вагоностроителей. “На фоне заметного роста протекционизма в РФ, вызванного ухудшением конъюнктуры на грузовые вагоны, а также введением новых производственных мощностей, например, Тихвинского вагоностроительного завода, КВСЗ получил возможность, как диверсифицироваться, так и потенциально получить доступ к новому сегменту на российском рынке”, – комментирует управляющий директор, глава аналитического департамента Dragon Capital Андрей Беспятов.

Создание совместного производства с “Кировским заводом” предоставляет Крюковскому ВСЗ возможности для наращивания уже “пассажирских продаж” по российскому направлению. “Такой совместный бизнес позволит нашему заводу производить и поставлять технику для российских муниципалитетов. Последние отдают предпочтение местным производителям”, – говорит Алексей Андрейченко, старший аналитик ИГ “Арт Капитал”. По его словам, посредством этого бизнес-проекта Крюковский ВСЗ окажется “ближе к покупателю – в сегменте пассажирского транспорта и метро это значит не меньше, чем отпускная цена”.

2012 г. Крюковский вагонзавод завершил с показателем чистой прибыли в 770,98 млн. грн. (свыше $96 млн.), нарастив данный показатель на 20% больше по сравнению с 2011 г. По прогнозам инвестбанкиров, в текущем году предприятие снизит чистую прибыль на 30-40% именно из-за упадка в грузовом сегменте. Как скажется на финансовых результатах завода создание с его участием “пассажирского” СП с “кировцами”, пока оценивать рано; основной выпуск продукции на этой площадке запланирован с 2014 г.

Но вот то, что в следующем году российская “половинка” кременчугского завода способна внести ощутимый вклад в общую выручку КВСЗ, эксперты допускают вполне. Андрейченко утверждает: при полной загрузке (режим в две-три смены) совместное производство “крюковцев” и “кировцев” сможет выпускать вагонной продукции на сумму до $400 млн. в год, что может приносить партнерам около $80 млн. чистой прибыли.

“Однако для того, чтобы совместному предприятию понадобилось использовать свои мощности на полную загрузку, оно должно будет занять 80% российского рынка вагонов метро и выпускать по 20 скоростных поездов в год в 5-вагонном варианте”, – конкретизирует аналитик. По его убеждению, такая загрузка для вновь создаваемой площадки невозможна даже в период 5-10 лет. Если выйдет задействовать СП в режиме одной смены, то его максимальная ежегодная выручка будет достигать $200 млн., а чистая прибыль – около $40 млн., подсчитывает представитель “Арт Капитала”.

И подчеркивает: пока никто из отраслевых экспертов не может предположить, когда совместный бизнес Крюковского и Кировского заводов заработает на весь заявленный потенциал. “Думаю, в первые два года после пуска они будут собирать эскалаторы и “прощупывать” рынок вагонов метро через заказы питерского метрополитена”, – резюмировал Алексей Андрейченко. (Дело/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version