Машиностроение Украины и мира

Украина: введение утилизационного сбора на иностранные автомобили может стимулировать коррупцию

Верховная Рада Украины приняла закон об утилизационном сборе на иностранные автомобили. Украинцев ожидает рост цен на иномарки, а государство – проблемы с соседями и странами-членами ВТО. Отразится это и на внутренней политике.

Планы ввести утилизационный сбор за иностранные автомобили украинские политики вынашивали давно. Его планировали принять в парламенте предыдущего созыва, но потом отложили это дело до лучших времен. “Законопроект об утилизационном сборе прошел первое чтение, был вынесен на второе чтение, но мы не стали рассматривать его сознательно. В нем есть много вопросов, которые вызывают сомнения и в том варианте, в котором он существует на сегодняшний день, перспектива его принятия очень туманна”, – пояснял глава фракции ПР в Верховной раде Александр Ефремов. “Есть порядок, который определяется нашим законодательством. Что касается законопроектов, которые только зарегистрированы, но не рассмотрены парламентом, то они возвращаются авторам и в следующем парламенте их должны заново подавать на рассмотрение”, – отметил он. Ранее этот законопроект вызвал очередную торговую войну между Россией и Украиной. И эта война “перекинулась” и на другие страны. Из-за решения украинских депутатов ввести утилизационный сбор обеспокоились во Всемирной торговой организации и Евросоюзе. “Подобное решение России уже повлияло на европейских автопроизводителей, и мы знаем, что оно негативно влияет на украинских. ЕС ожидает, что Украина будет решать вопрос с Россией не на двустороннем уровне, а в рамках ВТО”,- заявили в 2012 г. в представительстве ЕС в Украине. “Мы прямо сообщили нашим коллегам в Киеве: если будет это постановление, вы можете забыть о соглашении об ассоциации. Мы не подпишем соглашение, даже если вы проведете честные выборы”, – отметил тогда один из брюссельских чиновников. Однако даже такие перспективы не остановили украинских депутатов, объясняющих свои действия борьбой за благополучие отечественного производителя. “Без защиты внутреннего производителя сложно развивать не только автопроизводство, но и экономику в целом. Введение этого закона позволит нашей компании иметь больше аргументов в переговорах с иностранными компаниями для начала производства новых моделей автомобилей”, – говорит президент корпорации “Богдан” Олег Свинарчук, отмечая, что такой сбор будет способствовать появлению новых рабочих мест и увеличению поступлений в бюджет.

Однако автоимпортеры с производителями не согласны. “Мы обратились к президенту Украины с просьбой наложить вето на принятые законы”, – заявил 5 июля генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. По его словам, основной аргументацией ассоциации является то, что такого налога нет ни в одной стране, кроме России. “Но и в России правительство 4 апреля внесло в Думу законопроект, который не отменяет закон, а устраняет дискриминацию: теперь платить будут все – и импортеры, и производители автомобилей. Людям везде платят за то, что они сдают автомобиль, ведь автомобиль – это ценность, и его можно сдать на металлолом, получив за это средства. А у нас в случае вступления закона в действие вы должны будете платить за право бесплатно отдать свой автомобиль на утилизацию”, – недоумевает Назаренко. И действительно, цены для украинцев из-за введения сбора существенно вырастут. С новых легковых автомобилей будет уплачиваться сумма в пределах 4,73-30,2 тыс. грн., с подержанных – 9,46-60,5 тыс. грн. в зависимости от объема двигателя. Таким образом, инициатива по спасению отечественного автопрома ляжет на плечи украинцев солидным грузом. Но поможет ли это?

Несмотря на все усилия правительства, украинцы не спешат покупать отечественные автомобили. Одна из главных причин – качество. И поднятие цен на иностранные автомобили лишь вызовет ажиотаж при покупке иномарок до вступления закона в силу, а после – увеличение покупок автомобилей отечественного производства. “После введения спецпошлины иномарки подорожают, следовательно, разрыв в стоимости украинских машин и иностранных увеличится на 10-15%. Сейчас, например, “ЗАЗ Вида” стоит 88900 грн. Французская машина такого же класса Renault Logan – 97900 грн. После введения пошлины Logan подорожает примерно на 8-10 тыс. Украинский автомобилист, скорее всего, купит дешевую “Виду”. Конечно, введение спецпошлины сразу не поднимет украинский автопром. Но хотя спад продаж и производства прекратится”, – еще в марте заявил директор компании “Автоконсалтинг” Олег Омельницкий. Тем не менее, такое положение дел будет длиться не долго. Более того, если после принятия утилизационного сбора не будет предпринято других шагов для улучшения ситуация, дело грозит обернуться ухудшением отечественных автомобилей. “Спецпошлины – это первый шаг к поддержке отечественного автопроизводителя. Если дальше шагов не делать, ограничиться лишь спецпошлинами, то качество сборки украинских машин начнет ухудшаться. Модели на заводах будут упрощать, а цены оставлять такими, как сейчас. У наших машин по цене все равно не будет конкурентов”, – отмечал весной Омельницкий.

Для того, чтобы избежать такой ситуации нужно в корне менять налоговое законодательство. И предоставлять льготы для тех производителей иномарок, кто откроет производство в Украине. “Национального автомобиля как “Таврия”, “Славута”, мы уже не создадим. Поскольку для этого нужна конструкторская школа и миллиарды долларов на проектирование, покупка оборудования и строительство предприятий. Единственным путем развития автомобильной отрасли в Украине остается создание совместных предприятий с мировыми автопроизводителями. Тогда ведущие автобрэнды строить у нас свои заводы и даже если сотрудничество с ними не получится, их современное оборудование останется в Украине”, – уверен Омельницкий. В связи с его словами можно вспомнить пример Венгрии, которая благодаря гибкой налоговой политике и льготам для автопроизводителей стала одним из ведущих поставщиков автомобилей японского брэнда Suzuki.

Пока же в Украине все по-другому. Введение сбора, мотивируемое благими намерениями, может не только ударить по качеству производимых в Украине автомобилей, но и стимулировать коррупцию. “В законе есть норма о том, что если автомобиль не соответствуют техническим условиям эксплуатации и угрожает безопасности людей и окружающей среде, то он подлежит немедленной утилизации. Вопрос в том, кто это будет определять? Ранее президент ликвидировал техосмотр автомобилей, чтобы убрать поборы с граждан, а сейчас получается, что экологи или инспекторы ГАИ устроят охоту за соответствующим их представлениям об отсутствии безопасности автотранспортом”, – отмечает Назаренко. С учетом того, что автовладельцев в Украине хватает, правительство, получив краткосрочные финансовые дивиденды, получит серьезный политический ущерб. И следующие выборы в парламент или даже президентские выборы не будут для властей беспроблемными. Тем более, на фоне провала евроинтеграции, вызванного в т. ч. и введением сбора. А если к делу подключится и Россия, что для проблемной украинской экономики будет еще одним болезненным ударом, власть может рассчитывать на серьезные социальные потрясения. (Подробности/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version