Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: спрос на солнечную энергетику будет расти

Демпинг китайских производителей солнечных батарей погубил десятки их конкурентов в ЕС и США. Выжить смогли только те, кто вовремя изменил концепцию бизнеса.

Из-за резкого снижения стоимости солнечных панелей многие их производители оказались в сложном положении. Китайский демпинг сильно изменил правила игры на рынке возобновляемой энергетики. Многие компании и в Европе, и в Северной Америке в конце 2011 г. – начале 2012 г. обанкротились или были вынуждены продаться более удачливым конкурентам.

Основная борьба за рынок панелей развернулась на Европейском континенте. “Когда Германия отказалась от атомной энергетики, а это 22% от ее потребностей, все это нужно было восполнить”, – объясняет Лэйн Мессон из компании Denali Software. По его подсчетам, в 2010-2011гг. в ЕС было почти пять свободных гигаватт для покрытия солнечной энергией.

Стоимость акций лидеров рынка солнечной

энергетики Северной Америки на NASDAQ в 2012 г.

Компания Стоимость акции 30.12.2012г., $ Стоимость акции 01.06.2013г., $ Рост, %
SolarCity 8* 45,26 +465,63
SunPower 4.59 19,31 +320,69
Canadian Solar 2,63 8,51 +223,57
Tesla Motors 33,82 97,76 +189,06
First Solar 26,99 54,39 +101,52

* – Стартовая цена IPO, состоявшегося 13.12.2012 г.

Источник: NASDAQ.

Большую часть из них “освоили” китайские компании – в основном за счет низких цен. Стоимость панелей с 2 евро/Вт установленной мощности в 2010 г. упала до 0,6 евро к началу 2013 г. И значительная часть европейских производителей поняли, что заниматься этим бизнесом не стоит. В конце прошлого года корпорация Siemens заявила, что собирается в ближайшее время продать бизнес по выпуску панелей, поскольку в 2011 г. он принес ей 150 млн. евро убытков. Производство в Германии была вынуждена свернуть американская First Solar. Обанкротились немецкие Solon, Solar Millennium, Solarhybrid и Q-Cells.

Иначе обстоят дела в Новом Свете. Тут тоже не обошлось без закрытий: к примеру, о банкротстве объявила компания Solyndra – ей не помогла даже финансовая поддержка со стороны Белого дома в $533 млн. А мощности крупнейшего в США производителя солнечных модулей First Solar в 2011-2012 гг. были загружены лишь на четверть. Тем не менее First Solar смогла удержаться на плаву: в компании сумели оптимизировать технологический процесс, диверсифицировали бизнес и из чистого производителя перешли в статус девелопера солнечных электростанций. Те компании, которые последовали по пути First Solar, смогли выжить и развиваться.

В данной ситуации интересна история компании SolarCity, созданной в 2006 г., которая, как правило, не продает солнечные батареи, а предоставляет их в долгосрочный – до 20 лет – лизинг, работая в основном с небольшими частными хозяйствами, не всегда готовыми выложить всю сумму за солнечную электростанцию. Главная особенность бизнеса SolarCity состоит в том, что лизинговые платежи получаются ниже счетов за электричество. Таким образом, потребитель, не вкладывая ни копейки, за срок в 20 лет получает экономию на счетах за электричество в $6-15 тыс. Неудивительно, что в прошлом году компания обслуживала нового клиента каждые пять минут – очередь на подключение составляла от четырех до семи месяцев. Кроме частных хозяйств, SolarCity работает с промышленными и государственными структурами. К примеру, солнечные батареи были установлены почти на 6,5 тыс. домов служащих ВМФ США, расширяется сотрудничество с Walmart, eBay, Intel и другими крупными корпорациями. А в рамках партнерства с Tesla Motors (у обеих компаний один и тот же руководитель и акционер – известный миллиардер 0,40 Элон Маск, создатель PayPal, SpaceX и др.) SolarCity строит солнечные заправки, на которых потребитель может бесплатно подзарядить автомобиль. В 2012 г. компания с целью привлечения инвестиций в дальнейшее развитие вышла на IPO. Только за первый день торгов 13 декабря прошлого года стоимость ее акций выросла на 47%. Всего же за менее чем полгода торгов стоимость компании увеличилась более чем в 5,5 раза.

Пример SolarCity – один из самых показательных, но далеко не единственный. На демпинговом рынке солнечных батарей смогли заработать и увеличить свою капитализацию SunPower Corporation из Калифорнии и Canadian Solar из Онтарио. В том числе используя дешевые китайские панели.

Инвесторы позитивно оценивают шансы других лидеров рынка солнечной энергетики. Во всяком случае котировки их акций за последние полгода, после того как произошла перестановка сил на рынке солнечной энергетики Северной Америки, выросли в 2-4 раза. При этом вкладывают в отрасль как небольшие, так и очень крупные инвесторы. Помимо Элона Маска, об инвестициях в солнечную энергетику объявили Уоррен Баффет (солнечные электростанции от First Solar и др.), Google (инвестиции в $168 млн. в крупнейшую в мире солнечную электростанцию), Apple и другие корпорации.

И это неудивительно. Если верить прогнозам Европейской ассоциации фотоэлектрической промышленности (EPIA), через три года объем генерации по сравнению с нынешними показателями как минимум удвоится. При этом там ожидают роста как раз в тех странах, где сегодня солнечная энергетика развита слабо. “С большой долей вероятности самый крупный прирост мощностей произойдет в этом году в Китае, на втором месте окажется Япония, на третьем – США”, – предсказывает президент EPIA Винфрид Хоффман. Другими словами, бум солнечной энергетики продолжится в “молодых”, с точки зрения развития этой отрасли, странах. И именно там стоит ждать роста компаний, обеспечивающих этот бум. (Известия/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version