Доля китайских автомобилей на украинском рынке в 2014 г. может вырасти до 17%. При этом каждый третий автомобиль, который сойдет с конвейеров украинских автозаводов, будет китайским.
Благодаря принятым мерам по защите отечественного автопрома украинские производители наперебой стали заявлять о планах по выпуску китайских малолитражек. В итоге, если подсчитать все заявленные на 2014 г. объемы, получится 29 тыс. автомобилей, то есть треть от всех заявленных планов (по данным, предоставленным предприятиями, они составляют 88-96 тыс.). В частности, в корпорации “Богдан” ранее заявили, что выпустят 15,3 тыс. автомобилей марок JAC, Great Wall и Lifan. В АИС, которая вместо импорта будет полностью производить Geely на принадлежащем компании Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ), планируют продавать не меньше автомобилей этой марки, чем в этом году. По результатам девяти месяцев их было реализовано 10,7 тыс. А учитывая, что месячные продажи составляют 1,2 тыс. до конца года может быть реализовано порядка 14 тыс. автомобилей. И это если не учитывать, что, по данным источников издания на Запорожском автозаводе, на этом предприятии могут начать выпускать еще две китайские модели. Марка “ЗАЗ Forza” также собирается на базе китайской Chery A13.
Импортеры также планируют нарастить поставки китайских марок. В Automotive Europe Corporation (официальный дистрибутор BYD) заявили, что планируют ввезти 2,5 тыс. автомобилей, в “Си Эй Автомотив” (официальный дистрибутор Chery) – не меньше, чем в этом году (порядка 2 тыс.).
В январе-сентябре доля китайских марок выросла с 7,45% до 9,75% (15,1 тыс.). Они отбирают преимущественно долю российского АвтоВАЗа, который сократил ее за тот же период с 7,97% до 4,62%. Гендиректор “УкравтоВАЗ” (импортер Lada) Игорь Вознюк говорит, что его компания сейчас ничего не может противопоставить китайским импортерам в сегменте автомобилей стоимостью до 80 тыс. грн. За последние два года АвтоВАЗ прекратил выпуск самой доступной на украинском рынке Lada-2107 по 52-54 тыс. грн. и Lada Samara 154 (66 тыс. грн.). “Мы учитывали в планах продаж, что временно будем терять рыночную долю, так как российский производитель выведет на рынок новые модели только к 2015 г.”, – отмечает Вознюк.
При этом среди минусов китайских марок традиционно называют низкое качество. По словам учредителя службы такси “Мотор” Сергея Коломацкого, его компания в 2008 г. приобрела около 100 автомобилей Geely CK и Chery Amulet. И уже через полтора года начались проблемы с комплектующими. Он отмечает, что часто в сервисных центрах даже толком не могут объяснить, в чем причина поломки.
Коломацкий говорит, что после этого неудачного опыта его компания больше не покупает большие партии китайских машин – берет одну-две на пробу. “Сейчас качество китайских автомобилей заметно улучшилось. Но остается еще одна проблема – низкая остаточная стоимость. После эксплуатации в такси их приходится продавать почти даром”, – говорит он.
Все это приводит к тому, что, по данным автосалона “Автоцентр на Московском” (дилер ЗАЗ, Chery, Opel, Chevrolet Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge), сегодня только каждый седьмой проданный бюджетный автомобиль – китайский. Впрочем, производители намерены решить эти проблемы.
Сейчас никто не берется прогнозировать, сколько автомобилей будет продано в следующем году. Во многом это будет зависеть от того, будет ли в декабре подписано соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Но начальник отдела маркетинга “Си Эй Автомотив” Павел Радукан настроен оптимистически. Он ожидает, что в следующем году рынок будет на уровне текущего – около 200 тыс. автомобилей, а гендиректор Automotive Europe Corporation Ярослав Гураль полагает, что объем реализации не превысит 180 тыс. автомобилей.
Гендиректор Auto-Consulting Олег Омельницкий считает, что каким бы ни был объем рынка, заявленные планы по продажам китайских марок выглядят чрезмерно оптимистически. “Если смотреть на динамику брэнда Geely, реализовать такой же объем, как в этом году, или увеличить его будет не трудно. Что касается JAC, Great Wall и Lifan, то пока не видно, за счет чего могут реализоваться их амбиции. Для того чтобы выполнить план по производству этих марок, необходимо инвестировать в развитие каждого брэнда не менее $5 млн., но “Богдан”, видимо, пока имеет лимит на эти расходы из-за финансовых трудностей”, – говорит Омельницкий. По его словам, Chery и BYD будет сложнее конкурировать с локальными производителями китайских марок, так как они оказываются в проигрыше по цене, которая с учетом всех налогов будет на 15-20% выше. Хотя импортеры китайских автомобилей рассчитывают сохранить цены на прежнем уровне.
Реализовать заявленный объем производства китайских автомобилей украинским заводам будет крайне трудно, если не будет возможностей для экспорта, говорит Игорь Вознюк. По словам Боровика, продукцию КрАСЗа пока планируется продавать исключительно в Украине. А в корпорации “Богдан” заявили, что планируют экспортировать в 2014 г. только автомобили JAC. “Что касается рынка Евросоюза, который в перспективе может открыться для Украины, то китайским компаниям нужно будет очень постараться, чтобы соответствовать жестким требованиям безопасности и экологическим нормам, принятым в ЕС”, – говорит Вознюк. (РБК-Украина/Машиностроение Украины, СНГ, мира)