Машиностроение Украины и мира

Украина: Россия отказалась от украинских вагонов

Россия запретила импорт вагонов четырех заводов, на которые приходится 80% украинского производства. Госпредприятие “Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте” (РСФЖТ) приостановило действие сертификатов на поставку в Россию вагонов “Азовобщемаша”, “Днепровагонмаша” и Крюковского вагонзавода, говорится на сайте организации. В прошлом году продажи вагонов принесли Украине $2,3 млрд., или 13% годового экспорта в Россию, за 8 месяцев – еще $1,2 млрд. Ожидаемые потери украинских заводов от нынешних запретов – не менее $50 млн. в месяц, подсчитал аналитик ИК “Арт Капитал” Алексей Андрейченко.

2 октября были приостановлены сертификаты “Днепровагонмаша” группы “ТАС” Сергея Тигипко на поставку в Россию полувагонов, вагонов для битума, цементовозов, зерновозов и вагонов-платформ, говорится на сайте РСФЖТ. Через две недели – 15 октября – отозван сертификат на крытые вагоны, полувагоны и некоторые типы цистерн мариупольского “Азовобщемаша”. Этот завод входит в холдинг “Азовмаш”, который производит оборудование для металлургов и вагоны, и контролируется наследниками его бывшего президента Александра Савчука и Юрием Иванющенко.

В конце сентября РСФЖТ приостановило действие сертификатов на несколько типов вагонов Крюковского вагоностроительного завода Владимира Приходько. И хотя 23 октября сертификаты на восемь из них были восстановлены, под запретом по-прежнему остаются поставки в Россию полувагонов, цементовозов и крытых вагонов.

По принятым в России правилам, сертификаты на продукцию машиностроительных предприятий действуют в течение 1-3 лет. Отзыв или приостановка действия сертификата запрещает поставки до пересмотра решения.

Россия запретила импорт всей продукции “Днепровагонмаша”, 64% – производства Крюковского ВСЗ, 32% – “Азовобщемаша”, говорит Андрейченко. Из-за новых ограничений среднемесячный выпуск “Днепровагонмаша” снизится на 170 вагонов в сравнении с показателем января-августа, КВСЗ – на 310, “Азовобщемаша” – на 260, считает он.

Проблемы с экспортом в Россию испытывает и Стахановский вагоностроительный завод (СВЗ). Хотя прямого запрета на поставки его продукции в Россию нет, РСФЖТ не разрешает эксплуатацию чешского литья, которым было укомплектовано около 90% вагонов, сделанных СВЗ в 2012 г. Оценочные потери СВЗ – еще 200 вагонов в месяц, подчеркивает Андрейченко.

Причин появления ограничений российская госкомпания не сообщила. На запрос в РСФЖТ не ответили. Украинские предприятия попали под пристальное внимание российских контролирующих органов после нескольких аварий грузовых составов в начале 2011 г. С этого момента под временный запрет на эксплуатацию в России попадали вагоны, укомплектованные литьем Кременчугского сталелитейного завода и мариупольской “Азовэлектростали” – предприятий концерна “Азовмаш”.

Экономическая причина возникновения ограничений – затоваривание российского рынка вагонов. По оценкам “Российских железных дорог”, излишек полувагонов в стране в конце 2012 г. – 150000: это около трети всего российского вагонного парка, или объем производства всех заводов СНГ приблизительно за два года.

Топ-менеджмент КВСЗ и “Днепровагонмаша” был недоступен для комментариев, пресс-служба “Азовмаша” оставила запрос Forbes без ответа. “Мы не комментируем”, – написала пресс-секретарь СВЗ Олеся Марьенко.

Российский рынок – крупнейший для Украины. По данным Госкомстата, в прошлом году туда продали 33107 грузовых вагонов и цистерн – 60% всего экспорта этой продукции за рубеж на $2,31 млрд. За январь-август украинские заводы заработали на поставках вагонов в Россию $1,21 млрд.

На российском рынке – спад. Из-за этого КВСЗ в 2013 г. снизит годовое производство почти в два раза – с 11000 до 6000, говорил ранее председатель правления КВСЗ Евгений Хворост. Кроме того, предприятие может уволить до 500 из 8500 работников.

На Стахановском вагоностроительном заводе под временное сокращение попала треть сотрудников – около 1500 человек. “Единственной причиной тому является экономическая ситуация в вагоностроительной отрасли СНГ”, – сообщили на СВЗ в середине октября со ссылкой на председателя наблюдательного совета Эдуарда Мисевру. (Forbes-Украина/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version