Принятый в прошлом году ВР Украины закон об обязательном содержании биокомпонентов в автомобильных бензинах, может не вступить в законную силу, как это предполагалось, с 1 января 2014 г. Аналитики настаивают на пересмотре отдельных пунктов документа.
Законодательно определено, что с начала нового года в одном литре топлива должно быть не меньше 5% биоэтанола, а с 2016 г. – 7%. Вот только к качеству биоэтанола требования остаются такими же, как и к качеству спирта. Отсюда возникает вопрос: почему? Это ведь абсолютно разное сырье! И если закон все-таки начнет действовать в том виде, в котором он принят, производители вместо топливного компонента будут вырабатывать чистый спирт. Ним и будут разбавлять бензин. К чему это приведет, можно только догадываться.
Впрочем, проблемы у автовладельцев могут появиться и в независимости от того, каким будет биоэтанол – чистый это спирт или нет – а в том, что он вообще будет компонентом топлива. Ведь автомобильные заводы конструировали двигатели для использования бензина. С добавлением биоэтанола, особенно это касается старых машин, они могут и “закапризничать”.
Если новые автомобили еще более или менее адаптированы для бензоэтанола, то “рожденные” советским автопромом легковушки, да и иностранные “старички” – увы. Автомобили старше 10 лет могут не пережить нововведений, считает Виктор Устименко, специалист “ГосавтотрансНИИпроекта”.
На примере топлива с биоэтанолом под маркой БИО-100, которое уже продается на заправках, судят об ожидаемом нововведении и специалисты СТО.
Там вспоминают случай, когда водитель старенькой “Ауди” залил полный бак БИО-100. Проехав несколько километров авто заглохло. “Оживили” двигатель только после того, как полностью слили бензин и промыли топливную систему.
Механики говорят, что старые советские машины могут начать реагировать на новое топливо и того хуже. Предполагают, что начнет детонировать мотор – зажигание настроено на совершенно иное топливо. Пугает и то, что детали и прокладки в старом двигателе не рассчитаны на предполагаемую высокую температуру.
В то же время механики говорят, что в новые машины, которые рекомендуют “кормить” А-95 или А-98, можно смело заливать биотопливо.
Таким образом, автовладельцев старых машин законом поставили перед выбором: не хочешь заливать бензин с добавлением биоэтанола в бак – никуда не поедешь, зальешь – далеко не уедешь. Или же… Покупай новый автомобиль.
Открытым остается и вопрос цены нового топлива. До принятия закона ВР Украины в правительстве утверждали, что с добавлением биоэтанола литр бензина подешевеет – на 1 грн. Однако эксперты говорят, что подешеветь топливо может только при условии, что добавляться в него будет украинский спирт. Только вот мощностей отечественных спиртзаводов вряд ли хватит. При использовании импортного сырья стоимость одного литра топлива может подорожать примерно на 3 грн.
Необходимость принятия закона об обязательном содержании биокомпонентов в автомобильных бензинах, авторы законопроекта объясняли заботой об экологии: “сжигание спирта снижает уровень выбросов вредных веществ, и такая смесь наносит окружающей среде меньше вреда, чем традиционные нефтепродукты”. (Инвестгазета/Машиностроение Украины, СНГ, мира)