Машиностроение Украины и мира

Украина: что не поделили две харьковские машиностроительные компании

Всю вторую половину октября харьковское машиностроение было на слуху у отраслевой публики. Две крупные машкомпании из этого региона затеяли громкое обсуждение контракта на 120 млн. грн. (порядка $15 млн.). Упреки звучали со стороны представителей УПЭК Анатолия Гиршфельда в связи с интересами подконтрольного этой индустриальной группе Лозовского кузнечно-механического завода (ЛКМЗ). Отвечать на них пришлось руководству Харьковского тракторного завода (ХТЗ), стратегическим партнером которой считается российская Группа “ГАЗ” Олега Дерипаски.

Проблему в хозяйственных взаимоотношениях означенных заводов вынес на публику собственно Анатолий Гиршфельд, народный депутат и почетный президент УПЭК. 18 октября он заявил о неисполнении контакта между ХТЗ и принадлежащим его группе ЛКМЗ – о поставке первому мостов производства второго. Парламентарий увязал это с приходом на ХТЗ нового гендиректора и попутно обвинил данное предприятие в использовании “серых схем” для скрытого импорта китайских комплектующих. В тот же день аналогичные заявления прозвучали и со стороны сына почетного руководителя УПЭК, директора по маркетингу и продажам этой группы.

Роман Гиршфельд уточнил заявление отца такой фразой – Харьковский ТЗ разорвал означенный контракт “в одностороннем порядке без объяснения причин”. Он же озвучил и параметры “договора раздора” – годовая поставка 1200 мостов (тракторокомплектов) с ЛКМЗ на ХТЗ. “Никаких объяснений ХТЗ не дал, просто закупки мостов прекратились”, – сказали в пресс-службе УПЭК.

Публичный ответ со стороны оппонентов последовал через неделю. 24 октября на пресс-конференции в Киеве генеральный директор Харьковского тракторного завода Владислав Губин сообщил: причиной отказа возглавляемого им завода от комплектующих ЛКМЗ стало то, что “китайские колесные мосты на 18-20% дешевле, чем их украинский аналог”. Еще один аргумент “в пользу Китая”, по его словам, состоит в том, что поставщики комплектующих из КНР, в отличие от ЛКМЗ, предоставляют ХТЗ отсрочку платежа на 45-60 дней. Точную стоимость контракта на поставку комплектующих из Китая, который “пришел на замену” договора с ЛКМЗ, гендиректор ХТЗ не назвал, но привел такие цифры – 100-150 млн. грн. в год.

“Мы договаривались с УПЭК о переговорах, хотели найти компромисс, но Гиршфельд ни на какие уступки не шел. У нас трактора – на 60% из украинских комплектующих, мы готовы брать украинские мосты, но при нормальной рыночной цене”, – утверждал Губин на пресс-конференции.

Примечательной особенностью харьковского “машиностроительного скандала” стало и то, что он проходил на фоне таможенных проблем ХТЗ с получением импортируемых комплектующих и обращений Гиршфельда-старшего к высшим правительственным чиновникам. Нардеп, в частности, просил первого вице-премьера Сергея Арбузова разобраться, насколько допустимым является предоставление господдержки ХТЗ…

Причина подобного натиска со стороны УПЭК очевидна, если посмотреть на показатели, определяющие роль ХТЗ в продажах ЛКМЗ. По данным материнской компании последнего завода, в прошлом году доля поставок его продукции в адрес Харьковского ТЗ составила около 16% в общих продажах. “Собственно, ЛКМЗ построен под ХТЗ. Изначально это было одно предприятие, потом в девяностых ЛКМЗ отделился”, – таким образом конкретизировали позицию в пресс-службе УПЭК.

На фоне прошлогоднего чистого дохода ЛКМЗ (чуть свыше 500 млн. грн.) – “разорванные” 120 млн. грн. по контракту с ХТЗ несущественной суммой не назовешь. Нынешний год вообще оказался провальным для ЛКМЗ в части финансовых результатов. По данным ИА “Интерфакс-Украина”, в январе-сентябре чистый убыток Лозовского КМЗ составил 15,33 млн. грн. ($1,9 млн.), а тот же период 2012 г. предприятие завершило с чистой прибылью почти в 14 млн. грн.

Харьковский тракторный завод, впрочем, хоть и остается “в плюсах”, но с явным замедлением в динамике поступлений. За отчетный период здесь сократили чистую прибыль в 2,5 раза до 100,614 млн. грн. ($12,6 млн.). На ХТЗ, однако, уверяют – новая стратегия развития поможет заводу к 2018 г. удвоить производство и, соответственно, поставки техники потребителям. (Дело/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version