Машиностроение Украины и мира

Украина: оборонные предприятия стремятся самостоятельно находить средства для инвестирования в развитие

ВПК в Украине – традиционно дотируемая отрасль, но все больше предприятий стремятся самостоятельно находить средства для инвестирования в развитие. Это не только “титаны” вроде Завода им. Малышева или “Зори-Машпроект”, но и игроки поменьше. В 2013 г. прибыль оборонщиков заметно растет, и это даст им дополнительные средства на модернизацию.

Недавно ГП “Завод им. Малышева” (Харьков), входящее в состав госконцерна “Укроборонпром”, объявило о планах в 2015 г. после реструктуризации выйти на объем производства в 1,5 млрд. грн. стоимостного эквивалента – в 6 раз больше показателя-2012 (245 млн. грн.). По предварительным оценкам менеджмента, на это понадобится не менее 570 млн. грн. Гендиректор предприятия Вадим Федосов сообщает, что с начала года инвестиции уже составили около 800 тыс. грн.

В компании отмечают, что новое оборудование только для “горячих” стратегических направлений работы стоит более 150 млн. грн., а модернизация и капремонт существующего – еще 30 млн. По словам В. Федосова, реструктуризация ГП проводится с использованием испытанной на многих производствах американской системы lean manufacturing (англ. “бережливое производство”); в 2013 г. программа реструктуризации и энергоэффективности должна принести не менее 40 млн. грн. экономии. Предполагается, что оптимизация корпоративной структуры и мощностей позволит обеспечить как минимум безубыточность. Кроме того, государственная поддержка завода в рамках закона о госгарантиях под финобязательства предприятий “Укроборонпрома” к 2015 г. должна составить 365 млн. грн.

Предприятие до 2015 г. намечено привлечь 205 млн. грн. за счет реализации, списания, а также передачи в аренду незадействованных объектов и территорий. Планируется высвободить свыше 500 тыс. кв. м производственных площадей и передать в коммунальную собственность более 50% земель из 300 с лишним га. В перспективе предполагается сконцентрировать производство на единой площадке в 42 га вместо 190 га на 2 площадках. Однако для успешного воплощения “пространственной” оптимизации нужно, чтобы Верховная Рада приняла законопроект о возможности отчуждения и продажи недвижимого имущества госактивов, не подлежащих приватизации, говорит гендиректор.

Харьковская компания является одним из крупнейших военных производств страны, выпуская прежде всего танки и другую бронетехнику. Именно с этим связана возможность вкладывать средства в развитие, комментирует эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец. На мировом рынке известен отечественный танк Т-80УД и его дальнейшее развитие, Т-84, которые и выпускают малышевцы. Крупнейшей поставкой Т-80УД был контракт с Пакистаном на 320 ед., позволивший сохранить мощности и продолжить дальнейшие разработки. А новейшей модификацией Т-84 является машина “Оплот”. В сентябре-2011 подписан крупный договор о поставке 49 ед. “Оплот-М” в Таиланд, где они должны заменить устаревшие американские М41А3; стоимость сделки – $240 млн.

С этой же страной заключен контракт на 121 харьковский БТР 3-Е1 (включая машины поддержки на его базе) на более чем $140 млн. Выполнение контракта завершается, и гендиректор “Укроборонпрома” Сергей Громов рассказывает, что концерн рассматривает возможность создания в Таиланде полноценного сервисного центра. А с Ираком в 2009 г. договорились о поставке 420 новейших БТР-4 на $457,5 млн. В 2012-2013 гг. с отгрузкой этих машин возникали задержки и проблемы, однако посол Ирака Шорш Халид Саид заверяет, что “это мощная современная машина, качеством которой довольны наши специалисты. Учитывая непростую ситуацию на Ближнем Востоке, Ираку очень нужны эти БТР”. В дальнейшем с Багдадом могут быть заключены договора на поставку запчастей и сервис.

Позитивный пример Завода им. Малышева вдохновляет на производство БТР и другие военных предприятиях. Директор Судостроительного завода им. 61 коммунара Владимир Берко напоминает, что здесь уже выпускаются корпуса для БТР-4, а в будущем возможно его полнокомплектное изготовление совместно с Николаевским заводом бронетехники, плюс модернизация БТР-3, производство полноприводного броневика “Дозор-Б”. Топ-менеджер убежден, что это также позволит развивать корпоративную инвестпрограмму.

Собственные вложения в развитие могут себе позволить и другие оборонные предприятия. Например, одна из крупнейших национальных машиностроительных компаний, “Зоря-Машпроект”, достигает этого за счет развития выпуска корабельных двигателей: в 2013 г. их доля в производственной структуре достигнет 33%, тогда как годом ранее это был 21%, информирует замгендиректора завода по производству Николай Тройнич. По его информации, заказы на силовые установки для военных судов есть до 2019 г. – от Китая, Индии, России, и во многом именно за счет этого в прошлом году предприятие уже приобрело 26 ед. нового оборудования на 109,5 млн. грн. Начата реконструкция вакуумного участка точного литья с помощью новых установок для литья лопаток. На І этапе проекта внедрены вакуумные печи компании SECO/Warwik (Польша), в т. ч. с направленной кристаллизацией; на ІІ этапе в 2014-2015 гг. будет создаваться автоматизированная линия керамических оболочковых форм для литья. Также немецкая фирма Gleason-Pfauter изготовит и поставит “Зоре-Машпроект” профилешлифовальный станок P-4000G, который предназначен для редукторного производства и будет установлен на термоконстантном участке. Н. Тройнич называет активизацию выпуска редукторов одной из первоочередных задач, связанных как раз с ростом спроса на корабельные двигатели.

Еще один небезуспешный игрок и инвестор украинского ВПК – киевский холдинг “Артем”, специализирующийся на боеприпасах для авиации и бронетехники. В 2012 г. холдинг заключил с Индией контракт на управляемые авиаракеты средней дальности “воздух-воздух” Р-27 на $246 млн. “Артем” – единственный в СНГ изготовитель ракет такого класса для самолетов МиГ-29, Су-27, Су-30.

А симферопольское ПАО “Фиолент”, специализирующееся на корабельных системах автоматизированного управления, в І полугодии инвестировало в производство 4,7 млн. грн.; в целом на год планируется 10,2 млн. грн. С. Громов уточняет, что завод делает корабельную автоматику IV поколения на базе микропроцессорной техники и локальных вычислительных сетей.

Есть подвижки и у оборонных химзаводов. В 2012 г. Шосткинский казенный завод “Звезда” стал прибыльным и впервые за 20 лет инвестировал в производство 2,5 млн. грн. своих средств. План на этот год до 1 млн. грн. (в т. ч. в выпуск 125-мм зарядов 4Ж40 для пушек). Это стало возможно за счет мер Кабмина и “Укроборонпрома” по финансовому оздоровлению предприятий ВПК, констатирует и. о. директора Евгений Чернов. “Звезда” производит порох и боевые заряды, а кроме того, в 2012 г. нарастило утилизацию боеприпасов при повышении продуктивности труда благодаря усовершенствованному оборудованию и средствам механизации. Наряду с этим внедрение локальных тепловых станций позволило сократить энергозатраты на отопление зданий. Экономическое развитие “Звезды”, а также местного казенного завода “Импульс” и НИИ химических продуктов позволит возродить Шостку как стратегический центр ВПК Украины в секторе боеприпасов и взрывчатых веществ, уверен Е. Чернов.

И, конечно, есть инвестперспективы у военного авиастроения. Как известно, харьковский авиазавод (ХГАПП) продолжает выпускать военно-транспортный самолет Ан-32; в 2009 г. с Ираком заключен контракт на 6 таких самолетов. Но не меньшее значение имеет модернизационный ремонт авиатехники, по которому у отечественной “оборонки” отличная база. В стране примерно 10 авиаремонтных предприятий, способных обслуживать все типы самолетов и вертолетов производства быв. СССР. Сейчас за рубежом на вооружении состоит более 300 транспортников Ан-24, Ан-26 и Ан-32 и свыше 1500 боевых вертолетов Ми-8, Ми-24, Ка-25 (двигатели к которым, кстати, делает украинская “Мотор Сич”). Неудивительно, что авиапром загружен ремонтными заказами: скажем, выполняется большой контракт с Индией на модернизацию 105 ед. Ан-32. Из этого числа 40 машин должно быть модернизировано у нас, остальные 65 – на авиазаводе индийских ВВС в Канпуре (северная Индия).

Подобные же, хоть и меньшие по объему, заказы есть из Египта и других стран. В сентябре Конотопский авиаремонтный завод “Авиакон” завершил капремонт партии Ми-24 для одной из африканских стран. А более известен весенний выигрыш тендера Минобороны Хорватии на ремонт 6 ед. Ми-8, после подписанного ранее контракта на ремонт 7 и закупку еще 5 самолетов МиГ-21 на ГП “Одессавиаремсервис”.

В целом же в августе Кабмин принял постановление №663 о перспективе новых госгарантий по обязательствам “Укроборонпрома” на 300 млн. грн., если они будут привлекаться на срок до 5 лет и под ставку до 7% годовых. Тем самым активная отраслевая госполитика продолжается, говорит С. Згурец, ведь глобальный рынок вооружений – это сектор емкостью $70 млрд., на котором Киев имеет определенные позиции. Притом “арабская весна” и дальнейшие события в Сирии и Египте подталкивают страны Ближнего Востока и соседних регионов к новым оружейным закупкам, особенно это касается высокоплатежеспособных нефтегазовых монархий типа Саудовской Аравии или ОАЭ. Другая точка перманентной напряженности – Африка, в частности восточная. Остаются крупным потребителем Юго-Восточная Азия и Индия: здесь действуют масштабные военные программы, нацеленные в т. ч. и на усиление регионального политического влияния (показательные примеры – Таиланд, Малайзия, Вьетнам). А в Индии есть такие дополнительные факторы, как противостояние с Пакистаном и внутренние повстанцы.

И если в 2012 г., по оценке Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Украина экспортировала вооружений на $1,334 млрд. (официальная цифра – немногим более $1 млрд.), то по результатам этого года доход может снова вырасти, причем на заметную величину. В “Укроборонпроме” сообщают: в І полугодии относительно 6 месяйкв 2012 г. объем реализации вырос сразу на 55,3% до 6,9 млрд. грн., в т. ч. на экспорт – с 3 до 5,2 млрд. грн. Наилучшую динамику показали “Зоря-Машпроект”, “Фиолент” и Луганский авиаремонтный завод. А чистая прибыль концерна в этот период составила 410 млн. грн. против убытка в 97,6 млн. в январе-июне-2012.

Улучшение финрезультатов наблюдается по всем направлениям, акцентирует С. Громов, особенно в судо-, авиастроении и у спецэкспортеров. В частности, прибыль судостроителей возросла с 35 млн. грн. в І полугодии 2012 г. до 221 млн., авиапрома – с 80 до 143 млн., спецэкспортеров – с 44 до 64 млн. грн. “И даже активы, глубоко убыточные ранее, продемонстрировали позитивную динамику. Производители радиолокационной техники, ПВО, ракетно-артиллерийского вооружения и связи за год преодолели кризис и закончили полугодие с суммарной прибылью 7,5 млн. грн., тогда как годом ранее это были убытки в 62 млн. “Существенно снижена убыточность предприятий бронетанковой, автомобильной, инженерной и специальной техники: за 6 месяцев 2012 г. их совокупный “минус” составлял 173 млн. грн., а в соответствующий период 2013 г. упал до 17 млн., – рассказывает топ-менеджер. – В сегменте ракет и боеприпасов убытки уменьшились с 22 до 11 млн. грн. Всего этого удалось достичь в условиях ослабления международного оружейного рынка, который в 2012 г. впервые с 1988 г. ослаб на 0,5%”.

А значит, за весь год увеличение экспортной прибыли может достигнуть 20-30%, и даже по официальным данным национальный военный экспорт выйдет на уровень $1,2-1,3 млрд. Это означает значительный рост инвествозможностей производителей, подчеркивает В. Федосов. При этом страна останется в лидерах мирового рейтинга оружейных экспортеров, пропуская вперед США с показателем примерно в $25 млрд., РФ ($14 млрд.), Францию ($5,6 млрд.), Германию ($4,5 млрд.), Британию ($3,2 млрд.), Израиль и Италию (по $2,8 млрд.), КНР ($1,9 млрд.). И по показателям реального оборонного экспорта постепенно приближается к Пекину – второй по масштабу экономике планеты. (МинПром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version