Машиностроение Украины и мира

Украина: ООО «Научно-производственная компания (НПК) «Горные машины» – три года на рынке техники

Выпуск горно-шахтной техники – относительно новый вид бизнеса самого богатого украинца Рината Ахметова. Три года назад в структуре его финансово-промышленной группы “СКМ” появился машиностроительный холдинг НПК “Горные машины”, в который сегодня входит шесть заводов (“Горловский машиностроитель”, Дружковский машиностроительный завод, харьковский “Свет шахтера”, Криворожский завод горного оборудования, “Донецкий энергозавод” и “Донецкгормаш”), а также торговые компании в Украине, России, Казахстане, Польше и Вьетнаме. О том, каких показателей удалось достичь компании за это время и как чувствует себя рынок соответствующей техники, рассказал генеральный директор НПК “Горные машины” Евгений Ромащин.

– В конце мая НПК “Горные машины” и Группа компаний “ДТЭК” – энергетический холдинг, входящий в состав группы “СКМ”, – подписали соглашение о стратегическом альянсе на пять лет. Зачем он нужен, ведь фактически компании и так принадлежат одному собственнику?

– В рамках достигнутых договоренностей ДТЭК получает возможность оптимизировать сроки поставки оборудования на угледобывающие предприятия, сократить продолжительность капитальных ремонтов, снижая тем самым потери от простоев. Кроме этого, мы обязуемся разработать ряд новых и модернизированных продуктов специально для ДТЭК. Соглашение также определяет алгоритм ценообразования на продукты компании “Горные машины” и фиксирует долю и преимущественное право поставки оборудования, входящего в продуктовый портфель. Это позволяет обеспечить минимальные сроки поставки оборудования, дает возможность долгосрочного планирования производства и закупок.

– Альянс потребует от “Горных машин” дополнительных инвестиций? О каких суммах идет речь?

– Чтобы предоставить более эффективный сервис, мы должны будем инвестировать свыше 10 млн. грн. только в запас деталей и комплектующих, а также в разработку новых моделей техники, полностью адаптированных под потребности конкретного клиента. В планы входит и продолжение модернизации наших предприятий. Всего в этом году мы рассчитываем вложить в компанию более 400 миллионов гривен, что в три раза больше, чем в прошлом.

– Какова доля ДТЭК в продажах компании?

– В наших заказах 83% – это внутренний рынок. На нем на ДТЭК приходится 36%.

– Заказы государственных шахт важны для компании? Что НПК “Горные машины” поставляет госшахтам сейчас?

– Нам важны все заказчики. На государственные шахты мы поставляем подъемные машины, электрические подстанции, ленточные конвейеры и многое другое.

– Вы упомянули модернизацию. Как часто предприятия, входящие в НПК “Горные машины”, обновляют продуктовую линейку?

– Горное машиностроение, как и сама горнодобывающая отрасль, довольно консервативно. Конечно, мы можем разработать и произвести революционную модель техники, однако здесь важно понимать, для кого мы это делаем и зачем. Уникальные решения разрабатываются под специальные условия заказчика и для выполнения его конкретных задач. Например, уже готова к отгрузке новейшая разработка – нарезной фронтальный комплекс. Это первый подобный комплекс в мире, аналогов нет. Проект был реализован нашим дивизионом очистного и проходческого оборудования в рамках стратегического альянса с ДТЭК. Теперь горняки смогут в два раза быстрее проходить ниши для монтажа очистного комплекса и пускать лавы для добычи угля. Кроме того, специалисты компании усовершенствовали очистной комбайн УКД-400, что теперь позволяет добывать уголь крупного сорта в тонких пластах. Кстати, мы единственные производители техники для добычи угля в сложных горно-геологических условиях тонких пластов с изменяющейся гипсометрией.

– Какова структура себестоимости производства? Что занимает наибольшую долю – металл, электроэнергия, научные разработки, оплата труда?

– Основную часть затрат составляют комплектующие и оплата труда.

– Велика ли импортная составляющая в производстве?

– Да, велика. Мы не отличаемся от других игроков глобального рынка и выбираем поставщиков как среди украинских производителей, так и среди иностранных по показателю ТСО – совокупной стоимости владения в пересчете на одну единицу полезного продукта. Относительно наших продуктов это, например, тонна горной массы, киловатт электроэнергии и так далее.

– Какова география сбыта НПК “Горные машины”? Как она изменилась за последние три года?

– У нас девять целевых рынков. Ключевыми по продажам являются Украина, Россия, Казахстан, Беларусь. В прошлом году мы подписали контракт с VINACOMIN, самой крупной компанией, которая на сто процентов принадлежит государству, по добыче всех полезных ископаемых на территории Вьетнама и ряда сопредельных государств.

Мы существенно усилили позиции в Казахстане и России. Три года назад у нас не было регулярных поставок в эти страны, а сейчас создана специальная инфраструктура. В России это торговая компания с центральным офисом в Москве и четыре филиала в федеральных округах: Южном, Центральном, Западно- и Восточно-Сибирском. Филиалы располагают сервисными службами и складами, где находится все необходимое для ремонта – запасные части, расходные материалы, целые узлы. Аналогичный принцип работы мы выстроили в Казахстане.

Согласно международным стандартам финансовой отчетности, в 2009 г. выручка составляла 800 млн. грн., экспорт в ней занимал 5%. В прошлом году общий объем продаж у нас составил 3,3 млрд. грн., а на долю экспорта пришлось 17%. Соответственно, объем экспорта вырос в 14 раз. Мы и дальше намерены развивать экспортное направление, и ожидаем, что к 2016 г. оно будет занимать 40% от общего объема продаж.

– Кто ваши конкуренты на международном рынке? Насколько жесткая там конкуренция?

– Машиностроительный рынок глобален, поэтому нам приходится конкурировать со всеми основными игроками. Повторюсь, мы специализируемся на оборудовании для отработки тонких и сверхтонких пластов. Это оборудование сейчас интересно многим странам, в частности, добывающим предприятиям России и Польши.

Кроме того, мы предлагаем клиентам комплексные решения – от строительства добывающих предприятий до обслуживания поставленного оборудования. Во Вьетнам, например, не только поставляем оборудование, но и строим там два ствола шахты Nui Beo под ключ.

– Насколько сильно на компании отразился кризис? Удалось ли сейчас выйти на докризисный уровень?

– Объемы продаж, даже если для чистоты подсчета исключить долю Криворожского завода горного оборудования и завода “Свет шахтера”, вошедших в состав “Горных машин” в 2011 г. и 2012 г. соответственно, сейчас выше, чем до кризиса. Этого удалось добиться за счет экспорта и послепродажного бизнеса: поставок запасных частей, сервиса и пр. По итогам прошлого года по этому направлению мы заработали 1,3 млрд. грн., это в 2,4 раза больше, чем было в 2011 г.

А вот по продажам нового оборудования рынок просел существенно – на 30% (без учета продаж завода “Свет шахтера”), если сравнивать с показателями 2011 г., когда рынок пусть и не рос, но был относительно стабилен.

– Как обстоят дела по продажам проходческой техники?

– Мы не так давно ее производим (по сравнению с другими нашими продуктами). Активно это направление у нас развивается последние три года. И говорить о каком-то проседании или, наоборот, росте пока преждевременно.

– Каковы прогнозы на этот год?

– Рынок продолжит ощущать последствия кризиса. Снижение добычи полезных ископаемых, в том числе и угля, сказывается на инвестиционных программах наших клиентов (по данным Госстата, угледобыча в стране по итогам января-июля упала на 5%, добыча железной руды – почти на 15% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом). На этом фоне вероятно отсутствие закупок нового оборудования и умеренный рост рынка капитальных ремонтов и запасных частей.

– Какую долю в продажах компании занимает сервис?

– Около 45%. На мой взгляд, это хороший показатель для постсоветской компании. Для ориентира: лучшие показатели в компаниях нашей отрасли – 60-65%. Мы тоже стремимся к этому уровню. Недавно пустили сервисную площадку по обслуживанию оборудования для горняков в России (на базе Каменского машиностроительного завода, Ростовская обл.), планируем пустить вторую в Новокузнецке.

У нас уже есть контракты на внегарантийный сервис, когда мы берем в обслуживание оборудование под ключ, то есть наш персонал обеспечивает все регламентные работы, включая ежесуточное техническое обслуживание. Таким у нас, например, стал контракт с одной из шахт ДТЭК (шахта Обуховская, Ростовская обл.). Персонал только эксплуатирует оборудование, а мы полностью отвечаем за его обслуживание и техническую готовность.

– Речь идет только об оборудовании НПК “Горные машины” или это касается техники других производителей? 

– Мы берем на обслуживание технику и других компаний, но сервис собственного оборудования для нас – главный приоритет.

– У компании уже есть опыт работы с ОАО “Мосметрострой” – оператором строительства московского метрополитена. Планирует ли НПК “Горные машины” выходить на рынок производства оборудования для строительства подземок, например, выпускать проходческие щиты? 

– Мы рассматриваем проходческие щиты как один из вариантов развития нашего проходческого направления, но сначала хотим расширить продуктовый портфель и предложить еще более конкурентоспособные продукты нашим традиционным клиентам. Тема метростроения может быть для нас актуальна года через три.

– Изменились ли во время кризиса предпочтения в схемах оплаты у клиентов?

– Да, изменились. У клиентов ощущается дефицит оборотных средств, а потому все чаще они хотят использовать заемные ресурсы и получать отсрочку платежа. Чтобы помочь им, мы ведем совместную работу в поиске партнеров, в частности, лизинговых компаний. Кроме того, можем предложить отсрочку платежа до трех лет и аренду оборудования с последующим его выкупом в течение нескольких лет, при условии согласия покупателя на секьютиризацию сделки.

Совместно с одним из банков мы заканчиваем разработку схемы работы для государственных предприятий. В ней при продаже оборудования предусматривается существенная отсрочка платежа, при которой банк будет делать факторинг дебиторской задолженности с регрессом в наш адрес в случае неоплаты. Мы можем использовать такие экзотические для многих схемы, как дисконтирование гривневых аккредитивов при продажах в Украине и форфейтинг для зарубежных контрактов с документарной формой оплаты. (Форфейтинг – особая форма кредитования, которая представляет собой покупку кредитором долговых документов заемщика “без права регресса” на любого предыдущего держателя обязательства). Пока объективные цифры роста продаж, в том числе и экспортных, а также увеличение количества наших постоянных клиентов свидетельствуют о том, что мы на верном пути.

– На многих производственных предприятиях сейчас сетуют на недостаток технического персонала. Компании такая проблема знакома?

– Хорошего специалиста вообще тяжело найти, будь то производство или маркетинг. Конечно, мы ощущаем результаты провала в постсоветском образовании, когда технические специальности были не в почете. Но, честно говоря, большого дефицита с техперсоналом не испытываем. Мы сами активно занимаемся восполнением пробела: разработали внутреннюю систему развития персонала, регулярно отправляем сотрудников на отраслевые выставки, форумы, конференции. У нас есть собственные учебные комбинаты по подготовке, переподготовке, повышению квалификации и получению второй профессии для технического персонала на каждом предприятии.

Но наибольший рост и развитие наши сотрудники получают в самом процессе разработки внутренних проектов. Создается рабочая группа, проводится анализ рынка по соответствующей продуктовой линейке, в ходе которого мы изучаем, что нужно клиентам и что предлагает наш конкурент – какие технические и стоимостные параметры у его оборудования. Ставим задачу создать более конкурентоспособный продукт.

Помимо этого, мы работаем с учебными заведениями. Например, заключили партнерские соглашения с Донбасской государственной машиностроительной академией: ее студенты проходят у нас стажировку. Кроме того, финансируем ряд конкурсов и олимпиад, предлагаем выпускникам-победителям так называемые золотые контракты, гарантирующие трудоустройство на одном из предприятий нашей компании в течение трех месяцев после окончания ВУЗа. (Эксперт-Украина/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version