Машиностроение Украины и мира

Украина: подержанное оборудование и бывший в употреблении ширпотреб из Европы представляют угрозу традиционным отраслям промышленности

Подержанное оборудование и бывший в употреблении ширпотреб из Европы представляют угрозу традиционным отраслям украинской промышленности и могут разбалансировать потребительские рынки. Таковы наиболее реальные риски вступления в Зону свободной торговли с ЕС. Выгоды тоже есть. И немало. Но чтобы ими воспользоваться, нам нужны крупные финансовые вливания. Кто-то должен оплатить евроремонт Украины…

“Да что я об этом знаю? Мало чего. Мы вот недавно внесли изменение в Таможенный тариф, где прописана новая версия классификации товаров для внешнеэкономической деятельности. И все, больше пока ничего”, – сказал председатель комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, депутат от Партии регионов Виталий Хомутынник.

Популярное нынче словосочетание “ассоциация с Европейским Союзом” для многих народных депутатов, не говоря о простых обывателях, – сложная и непонятная конструкция, за которой скрывается еще более невнятная перспектива развития взаимоотношений с Евросоюзом. А между тем через пару месяцев на саммите ЕС в Вильнюсе планируется Соглашение подписать. Депутаты от власти и оппозиции дружно принимают требуемые Брюсселем законы. Они набирают, как правило, более 300 голосов. А текста самого проекта Соглашения почти никто из депутатов даже не читал.

Ключевая норма соглашения о зоне свободной торговли – отмена пошлин. Ни украинские товары в ЕС, ни европейские в Украине, за редкими исключениями, не будут облагаться ввозными или вывозными пошлинами. Эта норма более значима для наших, нежели для европейских экспортеров. Дело в том, что многие пошлины мы отменили или снизили еще в 2008 г. в ходе вступления во ВТО. “На сегодняшний день налоги на экспорт и импорт у нас невысокие, за исключением отдельных групп товаров. Грянул кризис, импорт и экспорт “накрылись”, поэтому украинцы не почувствовали на себе членство Украины во Всемирной торговой организации”, – говорит руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

Наиболее серьезные изменения произойдут на рынке продуктов питания. В Украину хлынут дешевая и беспошлинная польская, чешская и немецкая колбаса, сыр, яблоки, вино и пиво. Уже сейчас в приграничных с Польшей городках Западной Украины доминируют польские продукты. С нового года их превосходство станет тотальным, поскольку они дешевле украинских аналогов. Это естественно, поскольку кредиты для селян там втрое дешевле и государственные дотации в несколько раз больше.

А это явный признак протекционизма. Украине, очевидно, следует поставить этот вопрос перед европейскими партнерами в процессе подписания и ратификации соглашения.

В свою очередь Евросоюз допустил на свои рынки украинскую курятину и яйца, кондитерские изделия и мучные продукты. Впрочем, новыми возможностями могут воспользоваться только предприятия, которые внедрили европейскую систему контроля качества продуктов питания HАAСP, – это несколько сотен заводов. Также европейцы допускают на свои рынки наших производителей бытовой техники и электроники, одежды и обуви.

“В отличие от других товаропроизводителей, которым еще собирать и собирать различные сертификаты и лицензии, у нас давно все есть. Мы уже поставляем товар во Францию и Германию. Но проблема в другом: наши холодильники по качеству часто сравнивают с китайскими.

Я бы хотел быть Bosch или Electrolux, но я – “Норд”. И я не из тех, кто сдается. Будем бороться”, – заявил Валентин Ландик, депутат от Партии регионов, совладелец ЗАО “Группа “Норд”.

Беспошлинный ввоз европейских автомобилей, предусмотренный соглашением о Зоне свободной торговли, представляет смертельную угрозу для отечественных производителей. Украина может попробовать ввести антидемпинговые пошлины на европейские машины, но это вряд ли поможет. С европейцами такие штуки не проходят. Хорошо это или плохо? В Украине на этот счет есть два диаметрально противоположных мнения.

“В нынешнем виде украинский автопром нежизнеспособен, – говорит Игорь Бураковский. – Лоббирование интересов отечественного автопрома – яркий пример коррупции. И где вы вообще видели украинский автомобиль? У нас есть только иностранные машины нашей сборки. Вот я езжу на украинской “Шкоде”, а, например, руководитель “УкрАвто” Тариэл Васадзе – на “Рендж Ровере”.

Народный депутат от Партии регионов, член комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Дмитрий Святаш имеет другую точку зрения. “Производственные мощности украинских заводов превышают полмиллиона автомобилей в год, в основных и смежных производствах заняты более 100 тыс. человек. Объем налогов, которые обеспечивал для госбюджета украинский автопром до кризиса, – несколько миллиардов гривен ежегодно. В автомобильное производство внутренними инвесторами на протяжении последнего десятка лет вложено более $700 млн. К примеру, в строительство завода “Богдан” инвестировано $330 млн. ЗАО “Еврокар” построило завод с нуля, вложив в проект $250 млн.”, – говорит Дмитрий Святаш, прогнозируя, что отмена спецпошлины на импортные авто приведет к невосполнимым потерям для бюджета, утрате многих тысяч рабочих мест.

Вслед за автомобильной могут умереть и другие под-отрасли машиностроения. Сейчас украинские предприятия вынуждены покупать новое оборудование из ЕС на условиях предоплаты. После создания зоны свободной торговли на Украину будут распространяться многочисленные программы поддержки машиностроительного экспорта. Например, оборудование можно будет взять в лизинг или в кредит на очень выгодных условиях. Если сейчас отечественные промышленники могут рассчитывать на кредит минимум в 5,5% годовых в евро под покупку оборудования, то в следующем году оборудование можно будет покупать в кредит под 3-4% годовых в евро. А это значит, что украинское оборудование перестанет быть альтернативой импортному.

Более важно, что после отмены сертификации на Украину хлынет поток бэушного оборудования, начиная от пекарного и заканчивая типографским. Бывший в употреблении станок может стоить на порядок дешевле нового. Более того, в целом ряде случаев технику можно будет получить фактически даром. Дело в том, что в ЕС распространена практика ее эксплуатации на условиях оперативного лизинга. Предприятие, к примеру, пять лет пользуется станком, а потом отдает его обратно лизинговой компании, как правило, в обмен на новый. Зачастую продать такой станок некому, а утилизировать дорого. Поэтому в ЕС существует целый ряд программ, направленных на вывоз промышленного оборудования в слаборазвитые страны фактически по цене транспортировки и монтажа. Таким образом Винница получила себе не новые, но качественные трамваи из Швейцарии, а Полтава – городские автобусы из Швеции. Сотни мусоровозов, печей, прессов, котлов и прочих редукторов ждут подписания соглашения, чтобы наконец-то быть вывезенными в Украину.

Именно это является ключевым фактором риска для украинских машиностроителей. Их продукция дешевле и не менее качественна, нежели продукция европейских коллег, однако они не смогут конкурировать с европейской бэушной техникой. Причина проста: неразвитость финансового сектора. В ЕС практически никто и никогда не покупает оборудование на условиях предоплаты. Действуют сотни лизинговых программ на 5-10 лет под 3-4% годовых. У наших машиностроителей продавать продукцию на таких условиях возможностей нет. Поэтому они будут вынуждены в лучшем случае кооперироваться, а в худшем – продаваться европейским конкурентам. Именно это произошло с польской, венгерской или восточнонемецкой промышленностью: бывшие постсоветские заводы превратились в промплощадки для транснациональных компаний.

Потенциально интересным для отечественных компаний является допуск к европейским тендерам. Это касается как инфраструктурных проектов, вроде строительства дорог, аэропортов, стадионов и линий электропередач, так и закупки рядовых товаров и услуг. Как минимум украинские компании должны быть конкурентны в сфере IT-услуг. В качестве ответной меры мы допускаем к нашим закупкам европейские компании. При этом у нас до сих пор не действует законодательство о защите отечественного товаропроизводителя. В частности, в ЕС на законодательном уровне в ходе госзакупок получает преференции малый и средний бизнес, а также компании, которые создают или сохраняют рабочие места и защищают экологию. У нас этих преференций нет. И можно предположить, что многие тендеры будут выигрывать европейцы, как это сейчас происходит в дорожном строительстве: украинские дороги делают турки и македонцы.

Зато потребители останутся в выигрыше. Будет больше хороших товаров, а цены снизятся. И, что не менее важно, изменится законодательство о защите прав потребителей. Десятки директив еврокомиссий по регулированию тех или иных рынков – будь то бытовая электроника или детское питание – станут частью отечественного законодательства. Штрафы и ответственность продавцов и производителей некачественных продуктов резко вырастут. Введется уголовная ответственность за продажу продуктов питания, потенциально опасных для здоровья. При этом сажать будут как продавца, так и производителя и импортера. Украинцам придется отвыкать от целого ряда неприемлемых для Европы практик. К примеру, нельзя будет резать свиней на заднем дворе – только на сертифицированных бойнях, которые вскоре появятся в каждом райцентре. И, кстати, на каждую корову или свинью нужно будет иметь паспорт с родословной и ветеринарной карточкой. Без этих документов животных на бойню никто не примет. Соответственно, уже через год-два на рынках может исчезнуть парное мясо, а в сельских подворьях станет в разы меньше свиней и коров.

Можно ожидать скорого открытия больших торговых центров, которые будут специализироваться на торговле бытовой техникой, велосипедами, колясками и прочими товарами, которые вышли из моды и не нашли покупателей в странах ЕС, – по примеру стоковых магазинов одежды. Именно это, а не появление дешевых товаров европейских производителей, чем пугают противники евроинтеграции, является самым серьезным вызовом для отечественных предприятий. Украинские производители мебели или посуды могут конкурировать со своими европейскими коллегами, но они окажутся беспомощны перед засильем подержанных или стоковых товаров.

Стандарты качества, которые изменятся после подписания соглашения, дают большое пространство для спекуляций. В прессе, например, мелькают предположения, что Украине придется перешивать железнодорожное полотно под более узкий европейский стандарт.

“Это неправда, – говорит Игорь Бураковский. – Ведь даже страны Прибалтики не меняли колеи после вступления в ЕС. Более того, только в пределах одной Швейцарии расположено два типа путей. А в Европейском союзе этих типов шесть”.

В целом европейская система технического регулирования очень сложна. Европейцы стараются контролировать риски на всех этапах технологической цепочки – от закупки сырья до выкладки товаров на витрине. В СССР контролировалось только качество поставляемого товара. Именно поэтому не признаются постсоветские стандарты. Впрочем, европейские стандарты не противоречат по многим позициям украинским или российским. К примеру, на одной и той же шоколадке или банке сока можно увидеть знаки качества двух или трех систем технического регулирования. Кроме того, та же отечественная фармация уже полностью перешла на стандарты GMP.

Однако по значительной части позиций стандарты придется менять, а этот процесс будет недешевый.

“Украинский бизнес уже имеет практику перехода на европейские стандарты технического регулирования, – сказал заместитель председателя Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. – В частности, шесть лет назад была внедрена система REACH, которая регулирует производство и оборот всех химических веществ, включая их обязательную регистрацию. Она призвана обеспечить защиту здоровья людей и окружающей среды. И все украинские экспортеры в Европу вынуждены были внедрить дорогостоящие процедуры по анализу и документированию продукции. Сертификация предприятий по европейским стандартам стоит несколько десятков тысяч евро, а для крупного завода это может быть и сотни тысяч, плюс к этому – регулярные аудиты и платежи за подтверждение сертификатов. Для крупных предприятий с многомиллиардным оборотом это сущие мелочи. Мелкие же и средние – каждый для себя должен взвешивать, что для него важнее – заплатить 20 тыс. евро или отказаться от европейского рынка”.

В целом, определенный шанс для роста бизнеса украинские компании действительно получат. Но вот воспользуются им, к сожалению, далеко не все. Возможность потратить немалые деньги на переформатирование производства под новые стандарты есть лишь у немногих компаний. Но и у тех, у кого такие средства имеются, мало возможностей конкурировать с более мощным европейским бизнесом (пользующимся зачастую господдержкой) даже на внутреннем рынке.

Для того чтобы с выгодой воспользоваться Зоной свободной торговли с ЕС, нужно как минимум сделать четыре вещи. Во-первых, четко и понятно разъяснить украинским компаниям, как поменяется их жизнь после подписания соглашения с ЕС, чтобы каждый хотя бы понимал, что его ждет. Во-вторых, проработать (возможно, вместе с Евросоюзом) механизмы льготного финансирования модернизации украинского производства под евростандарты. В-третьих, добиться от ЕС смягчения наиболее тяжелых для выполнения Украиной норм (например, по стандартам) или максимально отсрочить их введение. В-четвертых, оказать поддержку отраслям экономики, которые потенциально могут хорошо вписаться в европейский рынок (IT-индустрия, услуги по автоперевозке и прочее). (Вести. Репортер/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version