Машиностроение Украины и мира

Россия: строительство штаб-квартиры ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) в Жуковском находится в завершающей стадии

Комплекс мероприятий, заложенных в указе президента РФ о создании в Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА), в основном реализован. Об этом газете “Коммерсант” рассказал глава совета директоров ОАО “Транспортно-выставочный комплекс “Россия” и заместитель гендиректора “Ростеха” Дмитрий Шугаев.

По его словам, во исполнение президентского указа акционированы и переданы в ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК) ФГУП “ЛИИ им. М. Громова” и ФГУП “ЭМЗ им. В. Мясищева”, учреждено и реализует уставные задачи ОАО “Транспортно-выставочный комплекс “Россия” (ТВК “Россия”, стопроцентная “дочка” “Ростеха”). Несмотря на все объективные и субъективные сложности принципиально не изменилась утвержденная в 2009 г. концепция создания НЦА, в которой определены задачи и состав будущего центра, базовый план реализации и другие мероприятия.

В частности, сообщил Шугаев, “строительство штаб-квартиры ОАК в Жуковском – уже практически в завершающей стадии. Это значит, что в скором будущем там появятся сотрудники авиастроительной корпорации, включая тех, кто не живет сегодня в Жуковском”. Теперь, по его словам, стоит “большая задача – обеспечить людей жильем и сопутствующей инфраструктурой”.

С этой целью завершен еще один важный этап – в проект создания НЦА вовлечены новые территории общей площадью около 887 га, присоединенные правительством Московской области к городскому округу Жуковский, проинформировал Шугаев. В конце 2011 г. управляющая компания выкупила их за счет заемных средств. На этих землях будет построено жилье и социальная инфраструктура НЦА, а также объекты научно-внедренческого и образовательного назначения. Большой объем подготовительной работы для освоения этой территории уже проведен: сформирована общая градостроительная концепция, концепция инженерного обеспечения новых территорий, разработан и утвержден проект планировки территории первой очереди застройки.

“Новая территория НЦА по площади превосходит существующий Жуковский. Аналогов НЦА у нас в стране просто нет, и мы хорошо понимаем, насколько важна успешная реализация этого проекта”, – подчеркнул замглавы “Ростеха”.

По его словам, на основной площадке НЦА, включающей аэропортовый комплекс Раменское, ТВК “Россия” и научно-производственный комплекс ОАК, будут сконцентрированы ключевые КБ авиационной отрасли, в том числе за счет перебазирования предприятий из Москвы. “Вывод незадействованных или малоэффективных производственных мощностей из Москвы будет происходить поэтапно, а освобождающиеся территории планируется реализовать под девелоперские проекты, средства от которых могут быть направлены, в том числе, и на создание объектов НЦА с наиболее низким коммерческим потенциалом”, – проинформировал Шугаев.

“Одна из острейших проблем, которой мы сейчас усердно занимаемся, – это финансирование инженерно-транспортной инфраструктуры новых территорий, которые представляют собой сегодня обычное русское поле. Инженерное обеспечение подобных земель требует колоссальных вложений: все нужно создавать с нуля. А привлечь инвесторов в текущем положении под “честное пионерское” – иллюзии”, – заявил он. В идеале подобные вещи должны напрямую финансироваться государством, отметил Шугаев. “Но мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что рассчитывать на это сегодня не представляется возможным. Тем более что на практике существуют вполне понятные механизмы, которые позволяют избежать прямой нагрузки на федеральный бюджет”, – замглавы “Ростеха”.

Сейчас, по его словам, как наиболее перспективный и интересный вариант прорабатывается механизм облигационного займа под госгарантии. Облигации, которые выпустит управляющая компания, могут выкупить разные инвесторы, в том числе и госбанки. Например, на инженерное обеспечение первой очереди нужен облигационный заем, за счет которого в общей сложности будет привлечено около 40 млрд. руб. “Мы рассчитываем, что это будут долгосрочные инфраструктурные облигации с соответствующим обслуживанием. При этом еще раз подчеркну: это не субсидии и не прямое бюджетное финансирование, а значит, с нашей точки зрения, наиболее безболезненный и простой механизм”, – сказал глава совета директоров ТВК “Россия”.

“Мы рассчитываем, что в ближайшем будущем реализация проекта пойдет активнее, будет определен единый для площадки алгоритм минимизации режимных ограничений, выстроена структура финансирования и так далее, – отметил Шугаев. – Если до конца года мы существенно и – главное – системно продвинемся в этих вопросах, то я думаю, все остальное займет не более двух лет. Главное препятствие – наша вязкая бюрократическая машина. Но, как говорится, мы медленно запрягаем, но быстро едем”.

Президент России Владимир Путин в феврале 2008 г. издал указ о формировании на территории городского округа Жуковский современного научно-промышленного отраслевого комплекса НЦА. Он призван дать импульс развитию российского авиастроения и смежных отраслей, а также модернизировать имеющиеся и создать новые объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Тогда же было подписано соглашение о сотрудничестве между “Ростехом”, ОАК и правительством Московской области и учреждено НП “Национальный центр авиастроения”. Позднее к ним присоединилось ФГУП “ЦАГИ”. (АРМС-ТАСС/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version