Машиностроение Украины и мира

Украина: попытка возродить ПАО «Севастопольский морской завод» (СМЗ) провалилась

Украинский миллиардер Петр Порошенко не отказался от проекта, по которому все цеха Севастопольского морского завода (СМЗ) будут снесены, а на их месте построят яхтенные марины и гостиницы. Такое мнение в интервью “Новому региону” высказал лидер севастопольских коммунистов депутат Василий Пархоменко.

“Я думаю, этот проект не исчез. Просто нынешний собственник выжидает момент, чтобы его реализовать. Никто не делает из этого большого секрета. С моей точки зрения, для экономики Севастополя, для бюджета, для создания новых рабочих мест, это совершенно неправильная политика”, – сказал Пархоменко.

В 2010 г. после покупки 60% акций предприятия у российского компаньона Константина Григоришина в интервью “Новому региону” Порошенко отверг планы по сносу завода. Действительно после этого на предприятии сменился менеджмент, объемы реализации за 4 года увеличились с 11 до 61 млн. грн., были предприняты попытки получить украинские и российские госзаказы, однако большей частью безуспешные.

Василий Пархоменко полагает, что в ситуации, когда Украина готовится подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, возродить судоремонт в Севастополе будет уже невозможно.

“Можно сказать, что “Севморзавода” уже нет. Мы рассчитывали восстановить его путем создания совместного российско-украинского госпредприятия, которое получало бы военные заказы. Но Россия не будет участвовать в возрождении любого завода военно-промышленного комплекса на территории Севастополя (под угрозой даже находящийся в аренде 13-й завод), если Украина выберет европейское направление. Это абсолютно очевидно. Россия об этом неоднократно заявляла. Для Севастополя это катастрофа”, – сказал Пархоменко.

Пархоменко считает, что Порошенко несет персональную ответственность за грядущую гибель предприятия, поскольку является горячим сторонником евроинтеграции. “Порошенко – украинский националист. Поэтому от него ничего и ожидать не следует. Почему Россия перекрыла путь его шоколаду? Потому что человек зарабатывает на российских рынках, и, вместе с тем, поливает грязью Россию. Наличие такого собственника ставит под сомнение возрождение “Севморзавода”, – сказал Пархоменко.

“Севморзавод” занимает 70 га земли в центре Севастополя. Рыночная стоимость этой земли составляет около $1 млн. Сейчас на СМЗ работает порядка 400 человек, хотя в советские годы число рабочих достигало 14 тыс.

Положение Севастопольского морского завода плачевно. Даже если будет принято решение о ремонте там кораблей Черноморского флота РФ, это только оттянет окончательную стагнацию предприятия.

Такое мнение в интервью “Новому региону” высказал бывший председатель севастопольской госадминистрации депутат севастопольского горсовета Леонид Жунько.

“Сегодняшняя ситуация плачевна. Прежде всего, из-за того, что нынешний собственник завода пока серьезно не рассматривает его как площадку для модернизации, для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в этот завод. За этим существует еще масса различных проблем. Из-за того, что завод не работает, теряется квалифицированная рабочая сила. Даже если представить, что завод переоснастили и дали туда современную технологию, там некому будет работать. Новые кадры мы не готовим, потому что нам их некуда использовать. Старые кадры мы растеряли. Когда строилось пожарное судно для порта “Южный” в Одессе, то даже для такого маленького заказа были вынуждены собирать корабелов со всего юга Украины. Тех, кто сегодня на вольных хлебах, не так легко вернуть. Должны быть новые условия работы и приемлемая зарплата”, – сказал Жунько.

Он полагает, что СМЗ не повезло изначально, когда в процессе первичной приватизации контрольный пакет акций предприятия достался не настоящему, а портфельному инвестору, стремившемуся подешевле купить, подороже продать. Акции завода, только уставной фонд которого составлял 250 млн. грн., были проданы всего за миллион.

По мнению Жунько, шанс у “Севморзавода” появился, когда контрольный пакет акций был приобретен ливанским бизнесменом Рафиком Дау, но он был упущен. “Морской завод необходимо, прежде всего, технически переоснастить. Он должен быть конкурентоспособным. В настоящее время с тем набором оборудования, который он имеет, он не является конкурентом для серьезных судоремонтных и судостроительных компаний. Были надежды, что будет возрождаться краностроительство, по которому мы длительное время занимали лидирующие позиции (“Севморзавод” входил в четверку лучших предприятий мира), но в силу различных объективных и субъективных причин что-то не сложилось”, – говорит Жунько.

Он полагает, что возродить крупнейшее севастопольское промышленное предприятие возможно, поскольку оно занимает выгодное географическое положение на Черном море, но пока в этом никто не заинтересован. “Надеяться на то, что “Севморзавод” модернизируют, и он станет локомотивом нашей экономики не приходится. К этому надо последовательно идти, потихонечку наращивая мощности, готовя при этом кадровый потенциал. Традиции там сохранились. Есть люди, которые помнят, как необходимо работать, которые могут передать бесценный опят. Но пока мы не видим людей, которые были бы заинтересованы в возрождении завода. И до тех пор, пока они не появятся, ни о каких перспективах речи быть не может. Даже если там будут ремонтироваться корабли Черноморского флота, это только оттянет окончательную стагнацию, но никоим образом не сделает прорыв. Для того, чтобы возродить завод нужны совершенно новые, комплексные обдуманные подходы. Все там можно возродить, но об этом нужно думать. Пока мы проедаем то, что было до нас. Потеряем это, что дальше?”, – сказал Жунько. (Trans-Port.com.ua/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version