Машиностроение Украины и мира

Россия: МИГ «Концерн «Тракторные заводы» на IX международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo – 2013

Первый вице-президент МИГ “Концерн “Тракторные заводы” Альберт Баков рассказал об итогах участия предприятия в IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo – 2013.

– Что показывали “Тракторные заводы” на IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo – 2013 в Нижнем Тагиле, где было представлено немало образцов различной военной техники, в том числе новые перспективные разработки?

– Действительно, в этом году выставка была беспрецедентно большой по числу экспонентов, иностранных гостей, по количеству аккредитованных журналистов. И мы впервые представили в Нижнем Тагиле сразу несколько действующих образцов – боевые машины пехоты разных модификаций, БМД-4М, новый бронетранспортер БТР-МДМ, 125-мм самоходную противотанковую пушку 2С25 (“Спрут-СД”), которую иногда называют легким танком, но это все-таки самоходное орудие. И, конечно, образец перспективной боевой машины в рамках опытно-конструкторских работ по теме “Курганец-25”, которую можно было увидеть только на закрытом показе.

– Каковы отклики, отзывы о вашей продукции? Есть ли заинтересованность в ней у иностранцев?

– Среди стран, проявляющих стабильный интерес к нашей продукции, – Индонезия, Индия и некоторые другие азиатские государства. На выставочной площадке натурных образцов была разбита палатка, где мы представили новую систему управления огнем, которая привлекла внимание всех иностранных покупателей. Арабы интересовались модернизированной БМП-3. И концерн уже в следующем году готов предложить им для рассмотрения варианты модернизации, к примеру, с необитаемым боевым отделением, что, безусловно, способствует повышению живучести боевого экипажа и десанта.

В свою очередь индусы задавали много вопросов о модернизации “Спрут-СД”, в частности, о возможности установки на него многофункциональной цифровой системы управления огнем. Им важно, что это машина легкая и плавающая, так как в Индии много рек и мостов. Кроме того, индусам нужно оружие, способное вести огонь наравне с танком.

Выстраиваем взаимовыгодные партнерские отношения. Совместно с одной французской компанией планируем создать новый образец системы управления огнем, начиная от оптико-механической части и заканчивая электронной начинкой.

– Не раз в последнее время говорилось о том, что производством российской военной техники не должны заниматься зарубежные компании. Но, насколько я понимаю, без этого не обойтись?

– Все знают, что Thales, тоже французы, наладили в России производство тепловизионного оборудования. Мы убедили наших коллег с Вологодского оптико-механического завода создать новый прибор, который может отлично конкурировать с аналогом белорусского “Пеленга”. И в этом смысле он уже весь производится в России.

Но есть вещи, которые нельзя делать совместно. К примеру, коды доступа управления огнем. Поэтому с зарубежными фирмами обсуждаются в основном технологические вопросы, и, кстати, при сравнении уровня развития технологий не могу сказать, что вижу какой-то страшный отрыв.

– Происходит диалог наук, и от этого никуда не деться. У меня вопрос по БМД-4М. Ранее была немного другая ситуация в отношениях Вооруженных сил и оборонной промышленности России. Было много вопросов. На данный момент как бы вы оценили взаимодействие с Министерством обороны и судьбу машины?

– Сегодня БМД-4М внесена в гособоронзаказ на текущий и следующий годы. Речь идет об установочной партии в 10 единиц, которые должны пройти необходимые госиспытания. После устранения выявленных несоответствий начнется выпуск машин, которые пойдут на вооружение Воздушно-десантных войск.

Хочу заметить, что после назначения на пост министра обороны Сергея Шойгу ситуация изменилась кардинально. Он человек более практический, чем теоретический. Прежде чем обсуждать параметры БМД-4М, он приказал погрузить три машины в самолет, чтобы понимать для начала помещаются ли они там. Увидел, что помещаются, и после этого начался предметный разговор. Безусловно, огромная заслуга в этом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Дмитрия Рогозина, и конечно, заместителя министра обороны.

Нам не хочется уходить на дорогие решения в производстве техники, на тот же титан. Надо искать варианты, которые позволят, не теряя в защищенности, использовать более легкие, современные и относительно недорогие материалы. Не хочу углубляться, но работа в этом направлении ведется. Я думаю, у БМД-4М огромное будущее.

– Сейчас в войсках ждут БМП и “Ракушку”. В какой стадии находятся эти проекты?

– Модернизированный бронетранспортер “Ракушка” включен в гособоронзаказ. Сейчас заканчиваются испытания на плав. С заказчиком мы вышли на те деловые отношения, которые и должны присутствовать в партнерских взаимоотношениях.

Что касается БМП, пока заказов нет. Ведется обсуждение вопроса. Но я так понимаю, что заказ будет, потому что армии нужны боевые машины пехоты, и замена им пока не создана.

– Концерн называется “Тракторные заводы”, и производит он еще и продукцию гражданского назначения. Означает ли это, что гражданский сектор является для вас в коммерческом плане основополагающим?

– Трудно сказать однозначно, потому что дело не в прибыли, а в разумном сочетании между двумя этими секторами. Периодически они вытягивают один другой. К примеру, у нас долго не было заказов на БМП, “Курганмашзавод” держался ремонтами и за счет “гражданки”. Сейчас завод ведет военная продукция.

Есть некоторые проблемы в ценообразовании на военную продукцию, но они связаны не с позицией государства или наших покупателей за рубежом, а с позицией наших комплектаторов. Но все это решаемо, мы над этим работаем.

– И министр обороны Сергей Шойгу, и его заместитель Юрий Борисов неоднократно заявляли о том, что нужно вводить практику обслуживания заводами-производителями всего жизненного цикла военной техники. Как данная инициатива была встречена представителями оборонной промышленности?

– Военная техника сегодня требует, чтобы, прежде чем сесть за ее штурвал, ее досконально изучили. Нередко в армии бывают такие ситуации, когда водителями-механиками принимаются простые решения: не хочется, скажем, прогревать двигатель, и он пускает его в аварийном режиме. Три таких пуска, и мы имеем масло в картере. Машина направляется на дефектацию, а на завод приходит рекламация.

Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, мы начали с себя: открыли на “Курганмашзаводе” учебный центр, где можно пройти полный курс обучения эксплуатации боевых машин пехоты. Сейчас на КМЗ проходят обучение специалисты из Индонезии.

Думаем, это правильный подход, и Министерство обороны России должно направлять туда представителей для прохождения ими теоретической и практической подготовки. Подчеркиваю, машина становится все сложнее и сложнее. В новой машине в отсеке механика-водителя создается ощущение, что находишься в кабине самолета – дисплеи, кнопки, тумблеры… За один день это все не освоишь.

– Насколько сегодня загружен КМЗ?

– Если все те заказы, которые обсуждаются в настоящий момент, будут приняты к реализации, завод будет иметь полную загрузку. Будем реорганизовывать производство, закупать новое оборудование, чтобы расшить узкие места. Нам бы не хотелось идти по пути сохранения старого энергоемкого производства образца советских времен. Попытаемся найти возможность применения новых технологий, при этом роботизации и автоматизации будут отданы приоритеты, так как это еще и вопрос обеспечения качества.

– Давайте подведем некий статистический итог, чтобы понять ваш план работы на будущее: какие заказы ложатся на концерн по программе госвооружения до 2020 г.?

– Думаю, на ближайший период производство БМП-3 разных модификаций и машин на их базе так и будет сохраняться на уровне 280-310 машин в год. Будет ли это до 2020 г., сказать не могу. Должен быть заказ на “Курганец-25”, поскольку машина должна частично занять место БМП-3, “Вены” “Канкана” и других машин на ее базе. На унифицированной платформе “Курганца” весом до 30 т будет размещаться оружие до 150 мм, остальное уйдет на “Армату”. Если “Курганец-25” достойно покажет себя на плаву, в плане подвижности, защищенности, то, нет сомнений, у него большое будущее. Но это вопрос пока открытый. В случае положительного решения и пуска машины в серийное производство, речь будет идти о закупке тысяч единиц техники, как и у “Арматы”. (Телеканал “Россия 24″/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version