Машиностроение Украины и мира

Украина: что мешает электромобилям стать популярными ?

Низкие эксплуатационные расходы, простота и надежность конструкции, отсутствие вредных выбросов, выбор предложений на рынке… Что еще нужно добавить к тому, чтобы электромобили стали популярны во всем мире и в Украине в частности?

Недостатки, как говорится, есть у всех. И у электромобилей, в противовес всем их достоинствам, есть ряд типичных недостатков, в той или иной степени, присущих всем современным электрическим авто.

Первый, и, пожалуй, главный недостаток электроавтомобилей – это их стоимость.

Например, самый доступный – Renault Twizy (ориентировочная цена 114000 грн.) – отличается незаурядным дизайном, аскетической комплектацией и 2-местным исполнением.

Цена на самую “простую” модель BIO Auto evA-2 стартует с 124560 грн. При этом в авто из комплектации присутствуют только печка, парктроник и легкосплавные диски.

Стоимость BIO evA-4 – от 175985 грн. Это дороговато для китайского микроавтомобиля без кондиционера. То же самое можно сказать и о ShanDong ShiFeng GD-04, и о Guangsheng GS-DJ05.

А вот электромобиль i-MiEV имеет богатую комплектацию и носит имя такого уважаемого брэнда как Mitsubishi. Стоимость авто соответствующая – порядка 367000 грн. (причем авто относится к А-классу).

На этом фоне выделяются автомобили Tesla – полноразмерные электрические автомобили с широкой комплектацией, выдающимися скоростными характеристиками и немалым запасом хода. Но за все это продавцы поросят чуть ли не 1 млн. грн.

Другой недостаток – малый пробег.

Как правило, он составляет 100-150 км, чего вполне достаточно для ежедневных поездок на работу и возвращения домой. А вот при поездках за город – нужно будет тщательно рассчитывать километраж “до розетки”. Здесь выделяются только BYD е6 (пробег около 300 км пробега на одной зарядке), и Tesla – около 400 км. Стоимость BYD е6 в Китае в пересчете на украинские гривны порядка 350-400 тыс. грн.

Третий недостаток – количество циклов заряда-разряда батарей.

О стоимости самих батарей производители умалчивают, но не трудно догадаться, что их стоимость составляет существенную долю цены всего автомобиля.

В автомобилях Bio Auto жизненный цикл батарей (а там установлены обычные кислотно-щелочные аккумуляторы) составляет 500-700 зарядок и разрядок, обеспечивая пробег в 100 км на одной зарядке. Т. е. до замены батарей автомобиль “пробежит” всего 50 тыс. км. Гелиевые аккумуляторы увеличивают стоимость авто почти на 10 тыс. грн., но “живут” уже 800-1000 циклов и позволяют проехать 120-130 км. Т. е. замена батарей будет необходима после пробега в 100-130 тыс. км.

Литиевые аккумуляторы способны на 3000-5000 циклов заряд-разряд, а пробег на одной зарядке составит около 150 км. С такими аккумуляторами авто в состоянии проездить уже чуть ли не полмиллиона километров. Но здесь следует опять вспомнить первый недостаток: эти аккумуляторы добавят к базовой стоимости еще по 30 тыс. грн., и evA-4 с ними обойдется в 207900 грн., а evA-5 – 211800 грн.

Аккумуляторы BYD е6, по утверждению производителя, “живут” 4000 перезарядок. Это позволит проехать чуть ли не миллион километров до замены аккумуляторов.

Tazzari Zero на одном комплекте аккумуляторных батарей может проехать порядка 200 тыс. км (число циклов зарядки составляет 1500-2000).

Что в итоге? Как правило, представленные на украинском рынке электромобили, вполне подходят для передвижения по городу – на работу и с работы. Для этого им достаточно и пробега на одной зарядке, и максимальной скорости, а заряжать их можно от бытовой розетки. Вот только поставить ночью авто на зарядку смогут не все – жителям средних и верхних этажей будет достаточно сложно “бросить провод” во двор, а гараж есть далеко не у всех. Подключиться же к электросети на охраняемых парковках – почти нереально.

Жизненный цикл современных батарей – вполне соответствует и жизненному циклу автомобиля. А вот какие батареи (и сколько) будет установлены на авто – зависит от платежеспособности покупателя. В целом же – стоимость электромобилей слишком высока для среднего украинца: мало кто захочет отдавать более 100 тыс. грн. за абсолютно “пустое” авто (как правило – китайского производства), при чем практически не способное выехать за пределы города. Есть, конечно, модели, лишенные этих недостатков, но их стоимость будет уже в 4-10 раз выше, и “средний” украинец такое авто вряд ли сможет себе позволить.

Итак, главные проблемы электроавтомобилей – их стоимость и отсутствие инфраструктуры. Эти вопросы в некоторых странах решаются на государственном уровне.

К примеру, в Германии официально поставили задачу: к 2020 г. довести в стране число электромобилей, включая гибриды, как минимум до 1 млн. (в настоящее время на дорогах Германии около 7 тыс. электроавтомобилей, на которые приходится 2 тыс. электрозаправок). Для этого государство планирует до 2015 г. вложить около 700 млн. евро в налоговые льготы для покупателей электроавтомобилей, средства также пойдут на научные исследования и поддержку региональных пилотных проектов.

Во Франции и некоторых скандинавских странах продажи электромобилей стимулируют с помощью премий. В Китае муниципалитет Шеньчженя компенсирует покупателю электроавтомобиля чуть ли не 50% его стоимости.

Подобные программы стимулируют продажи, но, тем не менее, такие методы в большинстве стран все еще не приводят к широкому распространению электромобилей. Даже в Японии электромобилей насчитывается всего около 24 тыс., что слишком мало по сравнению с общим парком легковых машин в стране.

Что мешает электромобилям стать популярными Таким образом, государственные дотации покупателям важны, но не достаточны: электроавтомобили должны стать более привлекательны по потребительским характеристикам – максимально приблизиться к привычным нам автомобилям с ДВС. У электроавтомобилей должен увеличиться пробег на одной зарядке, увеличиться максимальная скорость, они должны получить приемлемую комплектацию, и, самое главное – цену, сравнимую с “обычными” авто. Все это возможно – технологии (особенно в Японии и Корее) активно развиваются, и стоимость аккумуляторов (соответственно, и электромобилей) постепенно снижается. А вот как скоро батарея качественных автоаккумуляторов и электродвигатель сравняются в стоимости с ДВС, – прогнозировать очень сложно. Будем надеяться, что в недрах секретных автолабораторий уже готовится новый революционный тип аккумуляторов, который, быть может, вскоре представят на рынке.

Несмотря на кажущиеся перспективы и благородный экологический порыв – первый опыт по выводу электромобилей на мировой и украинский рынок не был столь успешным, как планировалось. Бум электромобилей в Украине пока не наблюдается. И, судя по всему, – наблюдаться будет не скоро. Причиной тому являются и отсутствие инфраструктуры для заправки электромобилей, и отсутствие государственных дотаций на экологичные виды транспорта, а сами по себе электромобили достаточно дороги.

Государственной программы по поддержке экологичных видов транспорта пока нет, так что каких-либо дотаций ожидать не приходится. С другой стороны, как рассказал один из владельцев крупной сети автозаправочных комплексов, – компания готова на своих заправках поставить оборудование для зарядки электромобилей. Готова – как только появится спрос на такую зарядку. Вот такой вот замкнутый круг.

Поэтому судьба электромобилей в Украине в ближайшие годы весьма призрачна – быть дорогими игрушками, возить туристов по территории пансионатов или хозяина в его имении. А переломным моментом для их распространения может стать только государственные дотации (это зависит только от политической воли руководства страны) и прорыв в технологиях (что позволит значительно снизить стоимость таких авто). Если это произойдет – появится и инфраструктура, и только тогда украинцы пересядут на электроавтомобили. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version