Николаевский судостроительный завод “Океан” оказался в непростой ситуации: основные акционеры целенаправленно уничтожают предприятие. Что же ожидает один из крупнейших судостроительных объектов страны.
Не так давно все информационные агентства Украины облетела новость, что основным акционерам николаевского судостроительного завода “Океан”, за которыми стоит председатель набсовета завода Сергей Копылов, не удалось провести собрание из-за отсутствия кворума. Тогда представители НКЦБФР зафиксировали этот факт. И, о чудо, позже менеджмент завода получил уведомление о решениях собрания-призрака, собрания, которое никогда не проводилось. Например, об избрании новых членов наблюдательного совета, среди которых упоминаются такие интересные личности, как директор Центра военно-стратегических исследований Национального университета обороны Украины им. Черняховского. Никто даже не задумывался, как представители государственных органов могут находиться в наблюдательном совете частной компании.
Кому выгодно такое запутывание ситуации, кто делает все, чтобы парализовать органы управления заводом?
98,74% акций ПАО “Николаевский судостроительный завод “Океан” контролирует компания Zonel Operations Limited (Кипр), за которой стоит председатель наблюдательного совета завода Сергей Копылов. Под его чутким руководством на протяжении 2010-2011 гг. завод умышленно доводили до банкротства. Задолженность предприятия в этот период превышала 800 млн. грн., из которых 50 млн. грн. – заработная плата. Недаром первый иск от Пенсионного фонда Украины был подан именно в этот период.
Возможно, именно поэтому последнее собрание акционеров было по сути сознательно сорвано? Да-да, отсутствие кворума отнюдь не случайно. Ведь утвердить плачевные результаты работы – значит взять на себя ответственность за плачевное состояние завода. В прошлом году его чистый убыток увеличился на 44,3% до 160 млн. грн, а общая задолженность достигла 889 млн. грн.
Возможно, именно поэтому на регистрацию 15 тыс. (!) акционеров в повестке дня отводилось всего-навсего 20 минут. Понятно, что в столь сжатый срок провести эту процедуру невозможно физически. Кроме того, перечень вопросов был подготовлен сознательно с нарушениями, например, содержал отчет ревизионной комиссии. Но никто не потрудился утвердить ее состав на предшествующем собрании. Не говоря уже о том, что никто не определил председателя и секретаря общего собрания, никто не подготовил для исполнительного органа проект решений по вопросам повестки дня. Ну, а чтобы голосовать за них, требовались как минимум бюллетени, которых тоже не было в силу неизвестных причин. Руководство завода получило их на следующий день после запланированного собрания. “Вовремя”, что сказать…
Словом, все делается для того, чтобы ситуация вокруг предприятия становилась все более запутанной. В мутной воде, как говорится, и легче рыбку поймать. А если учесть, что с Копыловым связан один из крупнейших кредиторов предприятия – Belmont Industries, – которой завод “должен” 625 млн. грн., то все становится на свои места.
Не надо забывать, что структуры Копылова находятся в состоянии корпоративного конфликта с бывшим акционером “Океана” – бизнесменом Константином Жеваго. Он с 2012 г. пытается всеми силами вернуть завод под свой контроль. По всей видимости, Копылову и людям, которые стоят за ним, пока что нечего противопоставить Жеваго в международных инстанциях. Поэтому они блокируют работу завода, созывают и сами саботируют собрания акционеров и недавно инициировали его банкротство. Это самый простой путь получить при ликвидации солидную компенсацию в размере 625 млн. грн. При этом Копылов не задумывается о нелогичности своих действий. Сначала инициирует процедуру банкротства, затем пытается назначить собрание, которое к тому времени уже нелегитимно, затем срывает собрание (отсутствие кворума подтвердили в НКЦБФР), а в конце концов Копылов присылает уведомление менеджменту завода о решениях собрания, которое не состоялось. Партнер юридической фирмы “Правовые партнеры” Андрей Доманский подтверждает эту нелогичность и говорит, что согласно закону Украины “О банкротстве” после того, как суд принял решение, начать процедуру банкротства компания не может проводить собрания акционеров и тем более менять набсовет и правления. “Любые решения принятые после начала процедуры банкротства можно считать нелегитимными. В любом суде их не сложно оспорить, как и решения принятые таким нелегитимным правлением или набсоветом”, – говорит Андрей Доманский. Скорее всего, запутывание ситуации метод оставить завод под своим контролем и потихоньку распродать имущество.
Правда, и здесь придется постараться, поскольку ликвидатором стал человек Константина Жеваго – Николай Хайло (он сам из Стаханова – города, в котором работают предприятия молодого олигарха), которому вряд ли понравятся планы Zonel Operations Limited.
Как сложится судьба завода, будет зависеть от исхода борьбы между Копыловым и Жеваго. Правда, в случае победы последнего, непонятны планы бизнесмена в отношении “Океана”. К сожалению, принадлежащий ему судостроительный завод “Залив” пока что простаивает, т.е. его бизнес модель не конкурентна, а специалистов, которые могут развивать судостроение в бизнес-империи Жеваго, нет. К еще большему сожалению, победа Копылова – это банкротство и распродажа имущества завода. Не удивительно, что на заводе в скором времени может “восстать” коллектив, который хочет от любых владельцев простых вещей – ясной стратегии развития и гарантии выплаты заработной платы. (РБК-Украина/Машиностроение Украины, СНГ, мира)