Машиностроение Украины и мира

Украина: с введением утилизационного сбора автомобильный экспорт может упасть

В 2012 г. многолетняя борьба между автопроизводителями и импортерами зарубежных авто перешла в решающую стадию. В марте Верховная Рада приняла закон о спецпошлинах на импорт автомобилей. С этого момента все импортеры обязаны платить вместо 10% стоимости машины при ее ввозе почти 23%. Автопроизводители тогда заявляли, что эта мера поможет возродить украинскую промышленность.

Знаете ли вы, что в Одессе можно без проблем арендовать автомобиль – как с водителем, так и без него ? В “Прокат 7111” вам помогут подобрать автомашину, подходящую по назначению и цене.

В разгар кризиса – в 2009 г. – в Украине было произведено 69,2 тыс. автомобилей, что на 84% меньше, чем в 2008 г. Последующие годы автомобильный рынок постепенно пытался достигнуть докризисных показателей в 422 тыс. автомобилей, но в 2012 г. было выпущено только 76,2 тыс. авто. Весь 2012 г. автопроизводители пытались убедить правительство принять закон о повышении пошлин на ввоз иномарок из-за границы, что, по их мнению, помогло бы восстановить украинское автопроизводство. Экс-министр экономики Петр Порошенко предлагал поднять эту планку до 25%.

С момента вступления закона в действие уже прошло время, но эксперты до сих пор не берутся прогнозировать, насколько вырастут в цене импортируемые автомобили. Тем более, что еще больше нарастить цены не только на иностранные, но и на украинские авто должен новый экологический налог, принятый парламентом в июле. С осени все авто – собранные на родине или ввезенные в Украину – будут облагаться дополнительным налогом в зависимости от года их производства и объема двигателя.

Усложняет ситуацию на автомобильном рынке и то, что до конца года правила игры не могут существенно измениться. Если в ноябре Украина подпишет договор о зоне свободной торговли с ЕС, импортные пошлины необходимо будет пересматривать. В Брюсселе уже заявили, что их нужно будет снизить до 5-8% от стоимости. В таком случае все усилия правительства по поддержанию отечественного автопрома окажутся напрасными.

Еще в 2011 г. несколько основных производителей автомобилей в Украине – “ЗАЗ”, “Еврокар” и Корпорация “Богдан” – обратились к правительству с просьбой расследовать причину низких, по их мнению, импортных пошлин на автомобили. По словам заводчиков, рекордное падение производства всего за два года (с 422 тыс. в 2008 г. до 45 тыс. в 2010 г.) было обусловлено именно неравной конкуренцией с импортерами.

В 2012 г. производство автомобилей продолжало сокращаться: по итогам года падение производства составило 27%. При этом рынок продаж стабильно рос и достиг 243 тыс. авто. Большую часть продаж составляли импортные автомобили. Производители утверждали, что на их предприятиях загружены только 40% мощностей, а остальные простаивают, хотя могли бы создавать новые рабочие места. По словам главы “Еврокара” Олега Боярина, только его компания при полной загруженности может выпускать до 100 тыс. автомобилей в год и обеспечить Украине дополнительно 167 тыс. рабочих мест.

Все эти аргументы подействовали, и правительство решилось поднять пошлины. На это решение сразу болезненно отреагировали импортеры. “Ранее пошлины уже поднимали до 25%, но тогда производство существенно не выросло”, – пояснил директор компании Auto-Consulting Олег Омельницкий. По его мнению, для роста собственного производства нужно снижать налоги на прибыль для заводов, а также ликвидировать 5%-ный сбор при импорте оборудования для автомобильной промышленности. Тем более что многие производители занимаются в большей степени узловой сборкой автомобилей, а не разрабатывают их самостоятельно.

В правительстве уверены, что повышение пошлин на импортируемые авто – достаточные условия для роста отечественного автопрома. Например, в конце мая в ходе визита на Запорожский автозавод министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов заявил, что сейчас у производственников есть три года, пока действуют пошлины, чтобы решить проблемы и повысить конкурентоспособность отрасли. Результаты отдельных месяцев, например, мая, когда в Украине выпустили 3,55 тыс. автомобилей, несколько обнадежили производителей. Но по итогам шести месяцев производство украинских автомобилей упало на 54,2% по сравнению с прошлым годом. При этом цены на авто росли – примерно на 10-15% за год. Поэтому-то, станут ли изменения в законодательстве драйвером роста украинского автопрома, прогнозировать пока не берется никто.

В отдаленной перспективе эксперты прогнозируют, что автомобильная отрасль Украины перейдет на сборку автомобильных марок транснациональных корпораций. “Сейчас Восточная Европа привлекает к себе инвесторов из Азии, которые хотят собирать там автомобили, и потому национальные марки авто проигрывают в этой борьбе”, – считает аналитик Roubini Global Economics Меган Сторан Браун. Хотя пока Украина не преуспела в борьбе за новые заводы и линии сборки. В начале года китайская Geely Corporation заявила, что отказывается от замыслов строить завод по сборке машин на базе украинского АвтоКрАЗа и переносит производство в Беларусь. Причиной такого решения стал неблагоприятный инвестиционный климат. По мнению экспертов, в результате этого решения Киев потерял примерно $20 млн. инвестиций.

При, казалось бы, неблагоприятной ситуации на рынке, продажи новых автомобилей в Украине постепенно растут. По информации ассоциации автопроизводителей Украины “УкрАвтоПром”, в прошлом году украинцы купили машин на 14% больше, чем в 2011 г. Главную причину роста продаж эксперты видят в потребности переоснащения украинского автопарка. По словам экспертов, в среднем украинцы меняют машину раз в 5-8 лет, и поэтому сейчас авто, купленные до кризиса, будут менять. В 2008г. было продано более 600 тыс. машин. Поэтому, считают основные импортеры, сейчас рынок будет расти примерно на 13% в год. Тем более что он пока не достаточно насыщен – в Украине на 1 тыс. человек приходится 174 автомобиля, тогда как в России, к примеру, – 228, в Польше – 453.

Остановить рост продаж может новый экологический налог, который парламент принял в предпоследний день летней сессии. С 1 сентября производители и импортеры автомобилей должны платить за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.

Импортеры и дистрибуторы (за 9 месяцев) Чистый доход Чистая прибыль Текущие обязательства
2012 г., млн. грн. 2012 г., рост, % 2012 г., млн. грн. 2011 г., млн. грн. 2012 г., млн. грн. 2012 г., рост, %
“Порше Украина” 3701 42,18 207 156 79 44,34
“Тойота-Украина” 3314 29,94 216 204 359 330,87
“Виннер Импортс Украина, Лтд.” 2582 17,79 143 н/д 424 13,66
“Украинская автомобильная корпорация” 2310 17,92 177 183 489 87,37
“Харьковская автомобильная торговая компания” 1829 н/д -13 н/д 1086 н/д
“Ниссан Мотор Украина” 1766 40,75 19 50 249 123,81
“Фалькон-Авто” 1690 52,45 23 17 458 34,88
“Еврокар” 1408 37,90 18 8 51 16,07
“Автокапитал” 1313 1,41 35 1 543 23,28
“Рено Украина” 1190 12,08 41 54 127 -18,03
“Дженерал Авто Груп” 1135 -28,24 31 26 350 22,57
“Хюндай Мотор Украина” 1055 н/д 2 н/д 358 н/д
“Пежо Ситроен Украина” 938 н/д 63 н/д 255 н/д
“АВТ Бавария” 930 25,23 27 32 158 57,83
Торговый дом “Нико” 861 н/д -14 н/д 440 н/д

 

Диллеры (за 9 месяцев) Чистый доход Чистая прибыль Текущие обязательства
2012 г., млн. грн. 2012 г., рост, % 2012 г., млн. грн. 2011 г., млн. грн. 2012 г., млн. грн. 2012 г., рост, %
1 “ВиДи Груп” 1525 51,03 н/д н/д 83 22,31
2 “Си Эй Автомотив” 722 н/д н/д н/д 385 н/д
3 Автомобильный дом “Украина – Мерседес-Бенц” 423 н/д 3 н/д 144 н/д
4 “Элитавто” 411 н/д н/д н/д 824 н/д
5 “Саммит Моторз Украина” 383 н/д 2 н/д 30 н/д

 

Автопроизводство Чистый доход Чистая прибыль Текущие обязательства Коэффициент общей ликвидности
2012 г., млн. грн. 2012 г., рост, % 2012 г., млн. грн. 2011 г., млн. грн. 2012 г., млн. грн. 2012 г., рост, %
1 Запорожский автомобилестроительный завод 3531 -6,88 0 -54 1600 30,32 1,21
2 Автосборочный завод №2 (ПАО “АК “Богдан Моторс”) 3041 -14,47 14 101 739 -44,75 0,75
3 “Еврокар” 1798 23,84 20 61 271 -17,35 1,76
4 АвтоКрАЗ 615 -9,18 15 -177 3272 -9,83 0,76
5 Бориспольский автозавод 334 -14,73 1 -16 70 191,82 4,26

Окончательная сумма налога будет определяться с помощью коэффициентов к базовой ставке, размер которых будет зависеть от года производства и объема двигателя автомобиля. Для легковых автомобилей установлена ставка 5,5 тыс. грн. и коэффициенты 0,86-5,5 для новых и 5,3-35,01 для старых авто. Ставка для грузовых автомобилей и автобусов – 11 тыс. грн.

Этот закон стал ответом на такие же действия России в прошлом году. Там специальный сбор, который будет обеспечивать переработку списанных автомобилей, приняли еще осенью. Сразу после этого стоимость нового легкового автомобиля при ввозе в Россию выросла примерно на 20 тыс. руб. (5 тыс. грн.), а автобуса – на 300 тыс. руб. (75 тыс. грн.). После России о желании ввести утилизационные пошлины заявил также и Казахстан. Эксперты не исключают, что пошлины могут быть распространены на все страны Таможенного союза уже в этом году. Тогда объемы украинского экспорта серьезно упадут. Пока, как считает Олег Омельницкий, емкость рынка стран СНГ составляет до 100 тыс. автомашин в год, но к 2015 г., с введением утилизационного сбора украинский автомобильный экспорт в страны Содружества может упасть на 30-35%.

Кроме того, если в России утилизационный сбор распространяется как на импортеров, так и производителей, заводы в Украине платить налог не будут. В обмен на освобождение от уплаты экологического налога они обязаны обеспечить утилизацию автомобилей. Каким образом будет осуществляться переработка старых авто – пока не понятно, поскольку в Украине утилизацией никто не занимается.

По расчетам некоторых аналитиков, учитывая все изменения в законодательстве, цены на автомобили в этом году могут вырасти на 5-200 тыс. грн. Это может существенно снизить продажи. При этом даже такие заградительные меры являются только возможностью для украинских автопроизводителей переоснастить заводы, но не дают им гарантию конкурентоспособности на внутреннем рынке в будущем. (Инвестгазета/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version