Производство автотранспортных средств всех типов в ноябре впервые в 2013 г. продемонстрировало положительную динамику к аналогичному месяцу 2012 г., увеличившись на 2% до 5,815 тыс. ед.
Согласно предварительным данным ассоциации “Укравтопром”, при этом производство легковых автомобилей увеличилось на 1% к ноябрю и на 6% к октябрю до 5,2 тыс. ед., коммерческих – на 29% (как к ноябрю-2012, так и октябрю-2013) до 280 ед.
Производство автобусов по сравнению с октябрем-2013 выросло на 36% до 333 ед., что, однако, на 8% меньше ноябрьского показателя прошлого года.
С учетом данных автопроизводства в ноябре, по итогам 11 месяцев темп падения к аналогичному периоду 2012 г. замедлился до 39,5% (по итогам 10 месяцев – 43%) – за этот период выпущено 44,062 тыс. ед. автотранспорта. В том числе производство легковых автомобилей сократилось на 39,8% до 40,118 тыс. ед., коммерческих – на 38% до 1,831 тыс. ед., автобусов – на 32,3% до 2,113 тыс. ед.
Согласно статистике, по итогам 11 месяцев Запорожский автозавод (ЗАЗ), лидер автопроизводства в Украине, еще немного замедлил динамику сокращения производства к аналогичному периоду 2012 г. (до 56%), выпустив 17,729 тыс. автотранспортных средств. В том числе произведено 16,838 тыс. легковых автомобилей (на 56% меньше), 645 грузовых автомобиля (на 29% меньше) и 246 автобусов (на 63% меньше).
В ноябре ЗАЗ увеличил автопроизводство на 3% по сравнению с сентябрем, выпустив 2,173 тыс. ед. автотранспорта, и сократил на 11% к ноябрю-2012. При этом в ноябре к октябрю вырос выпуск всех ТС: легковых авто – на 2% до 2,014 ед., грузовых – на 19% до 117 ед., автобусов – на 83% до 42 ед.
Кроме того, в прошлом месяце существенно превысил показатель ноября-2012 выпуск грузовых автомобилей, который вырос почти в четыре раза до 117 ед., тогда как выпуск легковых авто и автобусов сократился, соответственно, на 14% и на 22%.
Вторую позицию по количеству выпущенных автомобилей по-прежнему сохраняет завод “Еврокар”, выпускающий автомобили Skoda: произведено 10,195 тыс. авто – на 24% меньше, чем за аналогичный период 2012 г., однако в ноябре их выпуск сократился на 16% к ноябрю-2012 и на 23% к октябрю текущего до 1,11 тыс. ед.
На третью позицию по объемам автопроизводства в январе-ноябре, опередив корпорацию “Богдан”, вышел Кременчугский автосборочный завод, входящий в “АИС” и выпускающий методом крупноузловой сборки авто Ssang Yong и Geely. Он нарастил выпуск автомобилей в 2,5 раза до 7,349 тыс. ед. с учетом возобновления сборки одного из лидеров украинского авторынка – автомобилей Geely.
При этом в ноябре завод выпустил 1665 авто – в пять раз больше, чем в ноябре-2012, и на 39% выше октябрьского показателя 2013 г.
Корпорация “Богдан”, по данным “Укравтопрома”, за 11 месяцев выпустила 6,35 тыс. ед. АТС – на 52% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе легковых авто – также на 52% до 5,736 тыс. ед., грузовых – более чем в четыре раза до 206 ед., автобусов и троллейбусов – на 1% до 408 ед.
7 декабря корпорация начала полномасштабное производство автомобилей JAC, которые будет продавать как в Украине, так и странах СНГ.
По информации “Укравтопрома”, лидер производства автобусов в Украине – корпорация “Эталон” – за 11 месяцев сократила производство этой техники на Бориспольском автозаводе (БАЗ) на 40% до 673 ед., а Черниговский автозавод (ЧАЗ) выпустил 170 автобусов (на 1% больше).
БАЗ также выпустил 45 грузовых автомобилей – на 70% меньше, чем в январе-ноябре-2013.
В прошлом месяце БАЗ сократил производство автобусов на 58% к ноябрю-2012, но увеличил на 2% к октябрю 2013г. до 64 ед. ЧАЗ выпустил 65 автобусов против 51 в октябре-2012, так как в ноябре прошлого года он не произвел ни одного автобуса.
Завод “Черкасский автобус”, выпускающий автобусы под маркой “Атаман” на агрегатах Isuzu и грузовые авто, по итогам января-ноября замедлил сокращение производства автобусов до 46%, выпустив 332 ед., а выпуск грузовых автомобилей увеличил на 21% до 120. Таким образом, завод за этот период сократил автопроизводство в целом на 36% до 452 ед.
Продолжает демонстрировать практически стабильную положительную динамику завод “Часовоярские автобусы” (Донецкая обл.), занимающийся переоборудованием в автобусы автомобилей “ГАЗель”: за 11 месяцев их выпуск увеличился на 19% до 284 ед. При этом в ноябре их производство сохранилось на уровне ноября 2012 г., а по сравнению с октябрем сократилось на 36% до 23 ед.
По данным ассоциации, единственный производитель большегрузных авто “АвтоКрАЗ” за 11 месяцев сократил их выпуск на 5% до 815 ед., увеличив на 29% автопроизводство в ноябре к октябрю и на 83% – к ноябрю прошлого до 115 ед.
В то же время, как сообщалось, по данным ПАО “АвтоКрАЗ”, в октябре-ноябре выпуск грузовиков вырос на 10,2% к прошлому году до 839 ед. В компании не комментируют расхождение показателей с данными ассоциации.
Ноябрьские показатели ассоциации по производству грузовиков совпадают с данными АвтоКрАЗа.
По-прежнему не работает завод “Анто Рус” в Херсоне. Не предоставляет показатели и Львовский автобусный завод.
Украинские автопроизводители в 2012 г. выпустили 76,281 тыс. автомобилей и автобусов, что на 27,1% меньше, чем за 2011 г., в том числе 69,687 тыс. легковых автомобилей (на 28,6% меньше), 3,359 тыс. автобусов и троллейбусов (на 10,1% меньше) и 3,235 тыс. грузовых и коммерческих автомобилей (на 2,9% меньше).
В 2013 г. значительное отставание от прошлогодних показателей сформировалось, в частности, с учетом простоев крупнейших автозаводов в начале года, а также последствий введения Россией утилизационного сбора.
Эксперты отрасли считают, что несколько улучшить критическую ситуацию помогло введение дополнительных пошлин на импорт автомобилей и введение утилизационного сбора. Они ожидают дальнейших шагов по поддержке автопроизводства и стимулированию потребительского спроса. (Интерфакс-Украина/Машиностроение Украины, СНГ, мира)