Машиностроение Украины и мира

Украина: ПАО «Энергомашспецсталь» (ЭМСС) – планы на 2014 год

Краматорский завод ПАО “Энергомашспецсталь” (ЭМСС) входит в обойму украинских машиностроителей, которые пытаются идти в разрез с общим понижающим трендом. и хотя за 10 месяцев, по данным Государственной службы статистики, этот сектор украинской экономики просел на 13,6% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ), в Краматорске не унывают и надеются на выравнивание ситуации до конца года, а также на более высокие результаты в 2014 г.

2012 г. для предприятия вышел не самым удачным: чистый доход завода по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составил 1,205 млрд. грн. (почти $151 млн.), а чистая прибыль – всего 0,54 млн. грн. (около $68 тыс.) в сравнении с 32 млн. грн. ($4 млн.), полученными годом ранее. В текущем году за 9 месяцев показатель по реализации предприятия составил 860 млн. грн. Генеральный директор ЭМСС Максим Ефимов отмечает, что в 2013 г. предприятие ожидает снижения выручки на 3-5%, но не более. “Мы планируем выйти на показатель в $1,3 млрд. в целом по году”, – отмечает он. Аналитики не столь оптимистично оценивают шансы завода “выйти в плюс” по итогам этого отчетного периода. При сохранении существующих темпов вряд ли планам руководства суждено сбыться – арифметический подсчет показывает, что выручка ЭМСС рискует сократиться до 1,15 млрд. грн. или достичь показателей 2012 г.

Одной из ключевых проблем ЭМСС эксперты считают отсутствие долгосрочных контрактов, позволяющих предприятию спланировать деятельность наперед. “У завода практически нет контрактов, приносящих “длинные” деньги”, – отметил один из экспертов рынка. Исключением эксперт называет только заказы, получаемые краматорским заводом от мажоритарного акционера предприятия – государственной корпорации “Росатом” (РФ), владеющей 51% акций предприятия. “Росатом” обеспечивает чуть меньше четвертой части заказов на предприятии, что позволяет рассчитывать на более-менее постоянную загрузку”, – отмечает он. Цифру, названную экспертом, подтверждают и на самом предприятии – говоря о структуре распределения отраслевой продукции, на атомную отрасль приходится примерно 20% производства. “В следующем году мы планируем увеличить эту долю до 30%”, – говорит М. Ефимов. Аналитики отмечают, что таким образом предприятие страхуется от недозагрузки по другим отраслям.

А переживать есть из-за чего. “Украинские производители насосного и нефтегазового оборудования испытывают трудности в связи с ухудшением финансового положения их заказчиков”, – отмечает руководитель департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites Евгений Тимошенко. Производство заготовок для нефтегазохимического направления занимает около 20% в структуре продукции ЭМСС, поэтому снижение количества заказов от этой отрасли может болезненно отразиться на финансовых показателях предприятия. На это же сетуют на самом заводе, отмечая, что в следующем году ситуация, вероятно, выровняется.

Источники на рынке утверждают, что проблемы по этому направлению связаны с занижением крупным российским заказчиком подобного оборудования – корпорацией “Газпром” – инвестиционного ресурса на развитие собственной инфраструктуры. “Газпром” сосредоточен на вложении средств в организацию Олимпиады в Сочи. Следовательно, он меньше средств дает на подконтрольные предприятия. Впрочем, газовый гигант, похоже, финансовых проблем не испытывает: по данным компании, чистая прибыль ОАО “Газпром” по МСФО в I полугодии, относящаяся к акционерам компании, возросла на 13% в сравнении с АППГ и составила 582,7 млрд. руб. ($17,75 млрд.). “Но в следующем году компания будет способна тратить большие объемы средств на модернизацию существующих добывающих производств и создание новых”, – говорит источник.

В ЭМСС рассчитывают, что в 2014 г. конъюнктура нефтегазхимического направления улучшится, не в последнюю очередь благодаря вышеозначенному фактору. “В нынешнем году возникли проблемы в нефтегазохимии – по тем проектам, где мы работаем с заводами, ориентированными на поставку оборудования для “Газпрома”. Надеемся, что в 2014 г. ситуация в этом вопросе изменится в лучшую для нас сторону”, – говорит М. Ефимов.

Эксперты отмечают, что, несмотря на оптимизм руководства, есть ряд рисков, которые могут помешать ЭМСС улучшить показатели в следующем году. Экспортный потенциал украинских машиностроителей связан с историческим влиянием в регионе СНГ: большая часть производственных мощностей СССР была размещена в Украине, а самый большой спрос был в России. Поэтому возможные проблемы в получении заказов из соседнего государства из-за некоторых политических особенностей эксперт причисляет к возможному фактору снижения количества заказов для ЭМСС именно из этого региона. Также эксперты указывают на тренд стагнации в российской экономике в 2013 г., который может продолжить действие и в следующем. Однако, по их мнению, у предприятия есть неплохое подспорье для успеха, поскольку цена украинского оборудования относительно низка по сравнению с аналогами развитых стран, где стоимость труда намного выше.

Руководство завода также опасается изменений – в первую очередь, в законодательном поле. “Мы пока не можем прогнозировать, какие изменения на рынке произойдут после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС. Как это отразится на заказчиках из Европы? И применительно к поставкам в РФ: будут ли введены заградительные пошлины, барьеры…”, – говорит М. Ефимов. Однако, по его прогнозам, следующий год завод планирует отработать с увеличением показателей относительно текущего. “С учетом заказов для “Росатома” и Белорусской АЭС рост выручки может составить 10%”, – считает генеральный директор предприятия.

Впрочем, у ЭМСС есть еще одна отрасль, которая вызывает беспокойство, – ветроэнергетическое машиностроение. К примеру, в июле завод получил заказ на изготовление крупной партии роторов ветроэнергетических установок для американской компании General Electric. Однако большинство заказов в этой сфере предприятие получает от украинской локализации экс-немецкого Fuhrlander, производящего оборудование для ветроэлектростанций. Это предприятие связывают с самим М. Ефимовым; и он свое отношение к компании не скрывает.

С 1 июля претендовать на “зеленый” тариф могут только те ветроэлектростанции, в которых доля компонентов украинского происхождения составляет не менее 30%, а с 1 июля 2014 г. требование по степени локализации должно возрасти до 50%. Подобный нюанс позволил обоим предприятиям нарастить количество заказов. Но в преддверии подписания Ассоциации с ЕС европейский комиссар по торговле Карл де Гухт заявил, что Еврокомиссия (ЕК) потребовала от Украины отказаться от механизма поддержки национальных производителей оборудования для возобновляемой энергетики с тем, чтобы упростить доступ на украинский рынок иностранных компаний. Понятно, что украинские промышленники категорически против такой позиции ЕК и лоббируют сохранение существующего положения вещей. “Мы не одобряем возможную отмену для альтернативной энергетики правила “местной” составляющей”, – говорит М. Ефимов.

Перекрывать потери на существующих рынках в “Энергомашспецстали” планируют за счет выхода на новые рынки. В текущем году ЭМСС зашла в судостроительную сферу. “В Россию до конца года планируем отгрузить 700 т заготовок для ледоколов”, – отмечает М. Ефимов. Действительно, летом предприятие выиграло тендер на производство запчастей для ледоколов ЛК16. Согласно этому контракту ЭМСС произведет 48 заготовок для движущего рулевого устройства ледоколов. На заводе тогда отмечали, что это один из самых крупных заказов для судостроительной промышленности по стальному литью, который когда-либо получала “Энергомашспецсталь”. “Общий вес отливок в черном литье составит 276 т”, – отмечали тогда на предприятии. В следующем году ЭМСС планирует дальнейшую экспансию в этот сегмент рынка. “Участие завода в этом проекте – еще одна ступень на рынке судостроения. Заказ станет очередной серьезной референцией “Энергомашспецстали” для дальнейшего участия в тендерах”, – сказал начальник департамента продаж продукции судостроения и полуфабрикатов ПАО Юрий Шпортько. (МинПром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version