Украинские, да и российские вагоностроители переживают не самые лучшие времена. Им предшествовал невиданный рост объемов производства. Начиная с 2007 г., всеми вагоностроительными заводами СНГ было произведено рекордное количество грузовых вагонов. Только в 2012 г. потребители получили новых вагонов более 120 тыс. единиц. Но вот наступило состояние наполнения рынка. Профицит рынка вагонов привел к обострению конкуренции между его участниками.
И без того не слишком дружественные отношения между Украиной и Россией, куда поставлялась основная часть нашей продукции, после определенных действий государственных структур, обернулись всем машиностроительным предприятиям, включая в первую очередь и вагоностроительные заводы вынужденным решением – пересмотреть объемы производства, увы, не в сторону увеличения. Мера, бесспорно, непопулярная, но вынужденная – чтобы сохранить предприятия в нынешнем виде на рынке и иметь перспективу дальнейшего развития.
“Многие, наверное, помнят, каким было предприятие в 1990-е годы, – берет слово председатель правления ПАО “Стахановский вагоностроительный завод” Виталий Касинов, – с разграбленными опустошенными цехами, отсутствием необходимого оборудования, недоукомплектованным штатом.
Ситуация изменилась с приходом на предприятие эффективного собственника, который за последние шесть лет вложил в восстановление, развитие и освоение новой техники более 180 млн. грн. Завод и дальше будет развиваться, потому что есть перспектива. А существующие сложности временные. Участившиеся разговоры о возможном закрытии, консервации или о том, что предприятие якобы вообще могут порезать на металлолом – не более чем слухи и домыслы. Не верьте. Этого не произойдет”.
По мнению экспертов, одной их основных причин резкого снижения объемов производства украинских вагоностроителей является применение Россией протекционистских мер в отношении продукции украинского вагоностроения. И может для наших заводов может обернуться практически полным закрытием российского рынка. Другие регионы – Казахстан, Узбекистан, страны Балтии – как и прежде, заинтересованы в приобретении украинских вагонов, но, по мнению Виталия Касинова, всем машиностроителям там будет тесно – рукавичка, как в детской сказке, не безразмерная. Заказчики отдадут предпочтение тем производителям, у кого продукция будет более высокого качества, при меньшей цене. Есть над чем подумать.
Помочь украинским производителям вагонов в этой сложной ситуации могла, казалось бы, “Укрзализныця”, размести она заказ на грузовые вагоны, считают аналитики. Отечественные железнодорожники остро нуждаются в пополнении парка вагонов, однако не могут найти значительные ресурсы на их покупку из-за отсутствия финансирования.
По мнению специалистов, занятых эксплуатацией подвижного состава, износ грузовых вагонов “Укрализныци” составляет более 80%. Многие вагоны, исчерпавшие ресурс нужно было бы давно списать, но им неоднократно продлевают “жизнь”, тем самым, подвергая рискам всех участников железнодорожных перевозок. Продолжают латать старые вагоны, поскольку на новые просто нет средств.
Смешно сказать, но за двадцать с лишним лет суверенности “Укрализныця” не приобрела ни одного грузового вагона у Стахановского вагоностроительного завода. Для украинского рынка вагоны приобретаются небольшими партиями крупными отечественными операторами, которые понимают, что без капиталовложений в модернизацию нет будущего.
Ситуация, сложившаяся на рынке подвижного состава в СНГ была прогнозируема. Время шло месяц за месяцем, и кризис в отрасли наступил, грянул со всем своим размахом и жестокостью, втягивая в водоворот одно предприятие за другим.
О грядущем стремительном снижении объемов производства на предприятии тоже знали. Этот вопрос не раз обсуждался на рабочих совещаниях со специалистами высшего и среднего звена управления. За “закрытыми дверями” руководство завода не пряталось, в мешке ничего не утаивало, постоянно уделяя внимание подготовке производства новых видов продукции, стабилизации работы предприятия, созданию конкурентоспособных видов продукции. Вопрос реконструкции предприятии был поставлен на контроль Наблюдательным советом и акционерами.
“Мне доводилось и слышать, и читать о том, что руководство завода якобы утаивало от сотрудников завода информацию о грядущем кризисе в машиностроении, – вступает в разговор председатель профкома ПАО “СВЗ” Константин Бутримов. – Как только появились первые тенденции проявившейся нынешней ситуации, мы провели расширенное заседание профкома с участием представителей профсоюзных комитетов всех подразделений, на котором донесли до работников реальную картину. Скажу больше – всю информацию присутствующие получили из уст первого руководителя. “Это тяжело, неприятно, но это, к сожалению, правда”, – заявил тогда Виталий Касинов. Сказал как есть: ничего не утаивая и не приукрашивая.
Каждый человек всегда по-своему оценивает сложившуюся ситуацию, применяет ее к себе, к родным и близким. И принимает решение: как в данной ситуации поступить? Сохранить рабочее место, временно оказавшись с минимальной или сравнительно низкой заработной платой, попробовать найти другую работу, или сохраняя средний уровень заработной платы пополнить ряды временно неработающего населения?
Многих специалистов перед их решением уволиться на заводе убеждали остаться. Но их положение не позволяло это сделать по целому ряду причин. Многим нужна стабильная работа и стабильный заработок сейчас, а не тогда, когда минует кризис. У многих семьи, дети. Когда завод загружен заказами, рабочий может заработать хорошие деньги, но когда их нет. Каждый оценивал ситуацию и принимал решение самостоятельно.
Тем не менее, все обязательные выплаты перед уволившимися работниками заводом были соблюдены в полном объеме, точно так же, как и все обязательства перед бюджетом.
Поэтому как минимум странно читать в интервью заместителя городского головы Людмилы Куницкой о том, что бюджет недополучил от предприятия более 4 млн. грн.
Опубликованная статья в “Телегазете” с указанным интервью не более чем вымысел и очередная нелепая попытка бросить тень на репутацию предприятия. Кто и как считал? Или опять не хватает средств на очередную “грандиозную реконструкцию” в городе, под общее возмущение населения?”.
“Городские власти вспоминают о градообразующем предприятии, только тогда, когда городу нужна срочная помощь, особенно в преддверии праздников, или приезда “высоких” гостей, – сетует Виталий Касинов. – Когда же предприятие нуждалось в ничего не стоящей поддержке, нам навстречу не пошли, под любым предлогом, толкнув завод на длительные и затяжные судебные процессы. Затягивалась реконструкция, срывались графики проектирования и ввода новых мощностей, нависала аварийная ситуация над высоковольтной подстанцией, которая могла лишить электроэнергии не только завод, но и весь “южный” микрорайон, а городская администрация упивалась собственной значимостью, ею же самой надуманным вопросом: как организовать незаконный перенос границ города? Какая-то односторонняя связь получается у нас”.
Очередное тому подтверждение – запоздалая реакция городских властей в отношении сложившейся на предприятии ситуации. Никто из “высокого” руководства города даже не поинтересовался, что же происходит на заводе? Чем вызвана кризисная ситуация? Никто не приехал и не позвонил. Но, нашлись, как оказалось подстрекатели от “желтой прессы”, которым нравилось и продолжает нравиться играть на негативах во все времена, при всех властях. Обращение городских властей к первым лицам страны, которое планируется к рассмотрению на очередной сессии, уже давно утратило свою актуальность.
Для чего все запоздалые старания города, если события стремительно развиваются уже не первый месяц. А все необходимые обращения от коллектива и акционеров на руководство страны, в том числе и на имя премьер-министра Украины Николая Азарова, подписанные ведущими предприятиями отрасли Крюковским и Стахановским вагоностроительными заводами, “Азовмашем”, “Днепровагонмашем”, “Интерпайпом” давно переданы на рассмотрение?
Действительно, как-то странно получается. О кризисе в машиностроительной отрасли и, в частности, вагоностроении, повлекшим за собой снижение объемов и темпов производства в ПАО “СВЗ”, знали все, кроме городских властей. Или не хотели знать? Первыми начали бить в набат руководители Луганской областной администрации, затем различные СМИ, председатель Наблюдательного совета предприятия Эдуард Мисевра, акционеры. На заседании правительства премьер-министр Украины Николай Азаров выразил глубокую обеспокоенность положением дел на вагоностроительных заводах и в ПАО “СВЗ” в частности, и предложил отечественным заказчикам обратить внимание на своих же производителей, таким образом, обновляя существующий вагонный парк. Почему не покупают – вопрос отдельный.
Опровергли на заводе и появившуюся на страницах печати информацию о существующих задержках заработной платы. “Ни разу, – подчеркивает Виталий Касинов, – за последние годы мы не нарушили сроков выплаты заработной платы даже на один день”.
На фоне последних событий есть и добрые известия. Как рассказал директор по маркетингу ПАО “СВЗ” Леонид Соболевский, недавно выиграли тендер в России на поставку транспортеров для перевозки трансформаторов, турбогенераторов, энергоблоков и крупногабаритного оборудования. Заказами таких типов вагонов стахановчане будут обеспечены как минимум до 2015 г. “Заказ серьезный, по обслуживанию объектов ядерной энергетики, который позволит нашему заводу обеспечить стабильную работу нескольких подразделений на протяжении двух лет”, – дополнил Соболевский.
***
Предприятие основано в 1962 г. как завод сварных конструкций. С 1967 г. специализируется на выпуске металлоконструкций каркасов котлов большой мощности для строительства тепловых и гидроэлектростанций, в 1969 г. перепрофилировано на выпуск вагонов для минеральных удобрений и грузовых магистральных вагонов. Более 80% продукции приходится на Россию, Узбекистан, Казахстан, страны Балтии. ПАО “СВЗ” входит в группу “Финансы и Кредит” бизнесмена Константина Жеваго. (Trans-Port.com.ua/Машиностроение Украины, СНГ, мира)