Машиностроение Украины и мира

Украина: шансы в автомобильной торговой войне

Япония, ЕС и Россия хотят добиться от Украины отмены спецпошлин. Свои намерения они объясняют тем, что спецпошлины были приняты с нарушениями правил ВТО. Но это лишь часть правды.

Подавая заявку на присоединение рассмотрения ВТО японских претензий к Украине в отношении введенных 14 апреля спецпошлин, представители ЕС отметили, что импорт европейских авто в Украину составляет $1,2 млрд. в годовом исчислении. Это примерно 1/100 от объема выпускаемых в странах ЕС ав-томобилей в денежном выражении. Почему столь малый рынок вызывает большие страсти?

Вынесем за скобки объяснение о том, что Украина ввела спецпошлины с нарушениями правил ВТО.

В 2008 г. в Украине было продано 620 тыс. легковых автомобилей – седьмой результат в Европе. Если бы не кризис, то в 2010 г. украинский рынок мог стать “миллионером” и переместиться на пятое место, пропустив вперед только Францию, Германию, Великобританию и Россию. Но чем обусловлен огромный потенциал украинского рынка?

Прежде всего, низким уровнем автомобилизации населения. В Украине на 45 млн. населения приходится менее 5 млн. частных автомобилей. Причем 70% из них пребывает в состоянии физического истощения и подлежит замене в ближайшие годы. Это означает, что до 2020-2022 гг. в Украине может быть продано 3-3,5 млн. легковых авто. Цифра, на первый взгляд, оптимистическая, но вовсе не фантастическая – к 2018 г. аналитики прогнозируют возвращение продаж на докризисный уровень.

Однако существует фактор, способный радикально ограничить импортный потенциал Украины: отечественный автопром. Он способен ежегодно собирать до 450 тыс. легковушек. Но этого уровня наша автомобильная промышленность способна достичь только в условиях государственного протекционизма.

Исповедуемая ее владельцами парадигма ведения бизнеса уходит корнями в советское “стращать/не пущать” и в современных условиях не выдерживает конкуренции с ни на внутреннем, ни на внешнем рынках. Опыт России, автопром которой стал развиваться только после того, как в стране были созданы привлекательные для зарубежных инвесторов условия ведения бизнеса, убедительно доказывает эту сентенцию.

Стремясь убрать спецпошлины, ЕС намерен сделать особую форму кесарева сечения – анестезировать украинский автопром, вскрыть его нутро и высвободить перспективный рынок сбыта для немецких, французских и итальянских корпораций. А игры по правилам и демократия тут не при чем – бизнес чистой воды. Теми же причинами руководствуется и Япония.

Проявив солидарность с ЕС и Японией в намерении ликвидировать украинские спецпошлины, российская дипломатия действует в лучших византийских традициях.

Прежде всего, представители РФ жутко стесняются того факта, что стандартные российские импортные пошлины выше наших заградительных (30% против 17-26%). К тому же, под российские пошлины попадают все легковые авто, в то время, как в Украине они не распространяются на дизельные авто и бензиновые модели бизнес- и премиум-класса.

Во-вторых, Россия стремится связать падение автомобилей марки “ВАЗ” с введением в Украине спецпошлин, но это не так. В этом падении виноваты топ-менеджеры из Тольятти, которые задирают цены на морально устаревшие авто с сомнительным качеством сборки.

Примеры? Летом ВАЗ признал, что установленные на “Приорах” механические КПП имели, мягко говоря, неудачную конструкцию. В переводе на человеческий язык это означает, что российские коробки есть 100%-ный брак, который российский производитель и не собирается устранять за свой счет.

В-третьих, ВАЗ отказался предоставить корпорации “Богдан” лицензию на сборку “Приоры” в Черкассах. Хотите с нами дружить – штампуйте снятые с производства в России “Лады” десятого семейства.

А они в Украине не пользуются спросом – за те же деньги есть предложения получше. Те же “Ланосы”, например, или китайцы. Кстати, в Запорожье давно осознали бесперспективность партнерства с Тольятти и отказались от него. Потерял ли что-то от этого ЗАЗ? Ничего.

А еще Украина остается крупнейшим импортером российских легковушек неоднозначного качества сборки. На наш рынок приходится треть всего российского автомобильного экспорта, что в денежном выражении составляет $0,3 млрд.

Учитывая падение спроса на легковые авто в самой России (-7% по итогам девяти месяцев), Москва делает все возможное, чтобы восстановить status quo. Ведь в сравнении с октябрем 2012 г. в этом году продажи “ВАЗов” упали в Украине в четыре раза.

Наконец, назовем причину, о которой говорить не принято. Побуждая ведущие автомобильные концерны строить в РФ новые заводы, российское руководство не делало секрета из того, что их продукция будет поставляться в ближнее зарубежье. А в нем, в ближнем зарубежье, есть только один крупный рынок – Украина.

Таковы истинные причины присоединения России к Японии и ЕС, которые борются за отмену украинских спецпошлин. Защищая свои бизнес-интересы, российское руководство забывает речи о том, как опасен для Украины альянс с ЕС и вместе с ЕС играет против Украины.

Спасая бизнес, боссы украинского автопрома пошли на стратегическое партнерство с Китаем. Имеются также косвенные признаки того, что после отказа от подписания договора об ассоциации Украины с ЕС, Россия смягчит позицию по крупномасштабному производству российских авто в Украине. Оба географических вектора дают тактическую передышку нашему автопрому, но катастрофично ущербны в стратегическом плане.

ЕС делает все возможное, чтобы не допустить китайские авто на рынок. В некоторых европейских странах колесницы из Поднебесной все-таки продаются, но речь идет о ничтожно малых объемах. Российские автомобили продаются в Европе еще хуже.

Между тем для выживания украинскому автопрому необходимы новые рынки сбыта, поскольку до 2016 г. надеяться на внутренний рынок не приходится. В 2014-2015 гг. продажи легковых авто в Украине составят 160-220 тыс. шт., что в разы меньше суммарных мощностей отечественных автосборочных заводов. Где находятся новые рынки сбыта?

Индостан и Индокитай для Украины закрыты – там давно господствуют индийские, китайские и японские компании. На Ближнем Востоке сильны позиции России и Ирана. Латинская Америка – вотчина американских корпораций и бразильских автомобильных заводов. К тому же этот регион активно осваивают китайские автопроизводители, которые не брезгуют в Латинской Америке откровенным демпингом. Остается Европа.

Однако завоевать Европу автомобилями, которые собираются в Украине невозможно (качество сборки и степень моральной изношенности флагманов автопрома).

На первый взгляд, благодаря нищенским зарплатам на украинских автозаводах (рабочие получают в 2,5 раза меньше китайских коллег) Украина могла бы зайти на нишу низкобюджетных моделей. Но эта ниша занята Renault, Peugeot и Citroen, которые освоили массовое производство моделей стоимостью около 8,5 тыс. евро. А тут еще Nissan и Volkswagen намерены сыграть на том же поле.

Желание покорить Европу с помощью российских и китайских моделей, локализованных в Украине, нужно признать диагнозом. Равно как и намерение продавать в России китайские и российские легковушки с шильдиками Made in Ukraine. Поэтому в долгосрочной перспективе ориентация на сотрудничество с российскими и китайскими брэндами – явная ошибка. (Экономические известия/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version