Машиностроение Украины и мира

Украина: введение утилизационного сбора серьезно ударило по объемам продаж автомобилей

30 октября Кабинет министров Украины одобрил отмену коэффициентов, которые применяются к ставкам экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Документу еще предстоит доработка в Министерстве доходов и сборов, после чего он будет направлен в парламент.

Закон “Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств” вступил в силу 8 августа, закон о внесении изменений в Налоговый кодекс об уплате экологического налога – 1 сентября. Согласно закону, суммы утилизационного налога составили для новых легковых автомобилей (в зависимости от объема двигателя) 4,73-30,25 тыс. грн., для новых коммерческих грузовых автомобилей и автобусов (в зависимости от полной массы) – 8,8-14,74 тыс. грн.

Как будет развиваться ситуация в дальнейшем пока не понятно, по данным источника в Верховной Раде, осведомленного с ходом подготовки изменений в законы, после отмены повышающих коэффициентов базовую ставку могут увеличить до 11 тыс. либо 16,5 тыс. грн. Пока же ожидание вступления в силу утильсбора спровоцировало небывалый рост продаж б/у авто – за 9 месяцев они увеличились на 58% и достигли 104,891 тыс. авто, превысив объем продаж за весь прошлый год.

“С утилизационным сбором получилась абсолютно нелепая ситуация: в августе Украина присоединяется к судебному иску ВТО против России, касающемуся введения РФ утилизационного сбора, а в начале сентября уже сама вводит утилизационный сбор”, – удивляется генеральный директор компании “Ниссан Мотор Украина” Андрей Нестеренко. Чтобы минимизировать негативные последствия и запастись автомобилями, которые можно продавать по старым ценам без утилизационной наценки, этим летом автодилеры существенно нарастили темпы импорта. По информации пресс-службы Министерства доходов и сборов Украины, только в августе наша страна импортировала практически 47 тыс. авто общей стоимостью около $0,5 млрд. “Это практически вдвое превышает прошлогодние показатели. В августе 2012 г. в Украину было импортировано 26,6 тыс. авто. В целом за лето в Украину импортировано более 100 тыс. автомобилей общей стоимостью $1,2 млрд.”, – сообщает пресс-служба Миндоходов.

В августе рынок новых иномарок Украины продемонстрировал рекордный прирост продаж к прошлому году – на 2,5%. Эти данные обнародовало отделение стратегического развития международного автомобильного холдинга “Атлант-М”. По их информации, августовский пик продаж оказался даже выше апрельского до введения спецпошлин на импорт авто. А объемы продаж за месяц стали рекордными с декабря 2008 г. “Украинский авторынок в августе поставил послекризисный рекорд “со слезами на глазах”. Введение очередных поборов заставило покупателей расстаться с деньгами раньше, чем они планировали”, – рассказывает директор отделения стратегического развития “Атлант-М” Алексей Терещенко.

По оценкам опрошенных автодилеров и автоимпортеров, ситуация на авторынке в этом году нестабильная и некомфортная для работы. В том числе, и из-за введения утилизационного сбора. “Это будоражит наших покупателей. Они спешат в салоны покупать автомобили и также быстро отказываются от идеи покупки, услышав об отмене данных нововведений. Вообще это первый год на моей памяти, когда продажи от месяца к месяцу отличаются более чем на 40%. В таких условиях работать очень некомфортно”, – констатирует Андрей Нестеренко.

Тем временем, продажи б/у авто за 9 месяцев в Украине выросли на 58%. Об этом сообщили в Ассоциации автопроизводителей Украины “Укравтопром”. “Первичный рынок автотранспортной техники, бывшей в эксплуатации, за девять месяцев увеличился на 58% относительно прошлогоднего показателя и достиг 104,891 тыс., превысив объем продаж такой техники за весь прошлый год”, – сообщили в ассоциации. При этом, по их данным, количество впервые зарегистрированных на территории Украины легковых б/у автомобилей выросло на 97% и составляет 7111 единиц. Наиболее популярными среди подержанных легковых автомобилей по итогам 9 месяцев стали Renault, Volkswagen, Audi, BMW и Mercedes-Benz.

Автодилеры винят в активной переориентации украинцев на б/у машины введение в спецпошлин на импорт новых авто и утилизационного сбора. “Эти меры являются неэффективными в стимулировании полноценного производства украинских автомобилей и к утилизации старого автопарка имеют очень посредственное отношение. Украинцы, лишенные возможности покупать качественные импортные автомобили многих марок из-за их дороговизны, либо отказываются от покупки, либо переориентируются на б/у сегмент, что и было зафиксировано в последние месяцы”, – заявляет директор департамента маркетинга и рекламы компании “НИКО Менеджмент” Ярослав Вовк.

Однако введение утилизационного сбора серьезно ударило по объемам продаж бывших в употреблении авто. “Укравтопром” в сентябре уже зафиксировал падение продаж практически вдвое. “Значительный августовский всплеск (почти в 2,5 раза больше показателя августа 2012г.), обусловленный изменениями законодательства, сменился спадом в сентябре, когда было зарегистрировано 10,047 тыс., что на 49% меньше, чем в августе”, – сообщили в Ассоциации автопроизводителей Украины.

“Я уже почти 20 лет занимаюсь продажей б/у иномарок, но такого хаоса на рынке еще не видел. Покупатели просто отказываются от сделок, узнав, что им надо переплатить за авто 7,5-14 тыс. грн. За что? За то, что их авто через 20 лет кто-то обещает утилизировать?”, – возмущается продавец столичного авторынка Геннадий Новиков. Взять эти расходы на себя предприниматель не может, поскольку тогда будет торговать себе в убыток. “Я не могу заплатить за авто свои 15 тыс. грн., потому что зачастую моя маржа составляет около 30 тыс. грн. А учитывая расходы на бензин, проживание и питание, получается, что я буду работать в минус”, – жалуется бизнесмен. Его коллега-конкурент Николай Уваров говорит, что опять начнет практиковать ввоз на таможенную территорию Украины авто с иностранными номерами. “Буду продавать авто по доверенностям. А что делать? Зарабатывать на жизнь как-то надо! У меня уже два клиента на такие авто есть”, – рассказывает Николай.

Юристы констатируют, что эта схема экономии средств при растаможке б/у машин сейчас стала излюбленной среди продавцов. “Для этого предприниматель регистрирует или покупает юрлицо в Польше или Германии на имя украинца-покупателя. Потом покупает автомобиль на это юрлицо. При продаже авто продавец отдает покупателю на руки свидетельство о регистрации фирмы, техпаспорт авто, оформленного на фирму, путевые листы, подтверждающие, что автотранспорт пересекает границу Украины с целью коммерческого использования”, – рассказывает партнер юридической компании “ЛЕКОН” Марина Матющенко. При этом правовед считает, что данная схема ввоза автотранспорта является достаточно рискованной. “Авто, ввезенное подобным образом, при проверке документов контролирующими органами может в итоге оказаться на штрафплощадке”, – предупреждает Марина Матющенко.

По прогнозам автодилеров и экспертов до конца года рынок новых авто в Украине упадет на 10%. При этом мечтать о запланированных на 2013 г. объемах продаж в 240 тыс. авто уже не приходится. “Есть оптимистичный и пессимистичный сценарии развития событий. Если удастся отменить спецпошлину на импорт авто и принять закон об отмене утилизационного сбора, тогда я прогнозирую, что произойдет вспышка отложенного спроса на новые авто и за год получится выйти на объемы продаж в пределах 210 тыс. авто. Но если этого сделать не удастся, тогда в 2013 г. будет продано 180-190 тыс. авто, не больше”, – считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации авто импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Но самое неприятное, что из-за введения новых налогов и сборов украинцам стали недоступны ряд новинок мирового автопрома, от импорта которых постепенно начинают отказываются дилеры. “Самый яркий пример – новый Nissan Almera. Мы отказались от продаж этой бюджетной модели, так как после введения утилизационного сбора и таможенных пошлин, модель стала неконкурентоспособной в Украине, даже при нулевой рентабельности. А в убыток ее продавать мы не будем”, – резюмирует Андрей Нестеренко. Пересматривать такие решения украинские продавцы новых иномарок готовы только после отмены утилизационного сбора и повышенных таможенных пошлин. (Контракты/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version