Машиностроение Украины и мира

Украина: передел авторынка – пошлинный фактор

В Украине, которая последние в последнее время бурлит революционными событиями, становится модным объяснять все происходящее Евромайданом. В том числе в экономике. И когда в ноябре продажи автомобилей – один из важных экономических индикаторов – упали, представители бизнеса, связанного с торговлей автомобилями, были вынуждены заявить, что причиной падения был все-таки не Евромайдан, по факту начавшийся в декабре, а введенные в течение 2013 г. импортные пошлины и утилизационный сбор на автомобили. И это будет продолжать оказывать давление на рынок. Пессимизм дилеров разделяют не все. В то время как продавцы и покупатели негодуют, украинские производители бодро рапортуют о росте производства и о планах нарастить его в следующем году, перейдя к более активному экспорту продукции.

Борьба за введение импортных пошлин и платежей в Украине имеет долгую и непростую историю, отображая противоборство между внутренними производителями и импортерами. Последние кровно заинтересованы в том, чтобы не снижался покупательский спрос на поставляемую ими продукцию. А производители добивались и добиваются того, чтобы за счет удорожания импортных авто после введения пошлин вынудить потребителей покупать автомобили, произведенные или собранные в Украине.

В этой борьбе каждой из сторон время от времени по очереди удавалось добиться преимуществ. В 2011 г. после активного лоббирования со стороны импортеров и потребителей, в том числе сельхозкомпаний, была отменена 10%-ная пошлина на ввоз 45 тыс. автомобилей из ЕС (количество соответствовало традиционному объему импорта в 2005-2007 гг.).

К середине 2012 г. автопроизводители ощутили последствия такого шага. Выпуск автомобилей в Украине упал на 20-30% и более. После чего внутренние производители обратились к властям с просьбой о защите – льготными кредитами и пошлинами, поскольку потребители недвусмысленно и массово голосовали своим кошельком за импортную технику. Если с предоставлением льготных кредитов было напряженно, то пошлины таки ввели, несмотря на яростное сопротивление импортеров, доходившее до судебных разбирательств. С 1 апреля 2013 г. были введены специальные пошлины на импорт автомобилей в 6,46-12,95% в зависимости от объема двигателя.

В дополнение к пошлинам с 1 сентября вступил в силу утилизационный сбор, взимаемый с импортных автомобилей в 4,7-30,3 тыс. грн. за единицу в зависимости от транспортного средства. Украинские производители, занимающиеся сборкой и покраской машин, от уплаты такого сбора освобождались. Таким образом, вместе с пошлинами торговые барьеры достигли около 20% от стоимости некоторых автомобилей, что дало неоспоримую фору в конкуренции в эконом-сегменте, учитывая отсутствие экономического роста в стране и сложную ситуацию с кредитованием.

В ответ на введение таких мер страны, в которых расположены крупнейшие мировые производители автомобилей, поспешили заявить о протесте. Например, Япония и Турция сразу дали понять, что намерены вводить симметричные меры против украинской продукции в рамках процедур ВТО. Обеспокоенность, как и следовало ожидать в таких случаях, выразили ЕС, США и Южная Корея, компании которых это затронуло. Отмена утилизационного сбора была одним из камней преткновения во время переговоров между Украиной и ЕС о подписании Соглашения об ассоциации. ЕС тогда настаивал на отмене сбора.

Тем временем в ноябре продажи автомобилей в Украине упали на 1,4% по сравнению с октябрем и на 42% по сравнению с ноябрем 2012 г. Основное падение пришлось на автомобили, бывшие в употреблении, – с 9,2 тыс. штук в ноябре прошлого года до почти 2 тыс. штук в предпоследнем месяце текущего года. Продажи новых авто также существенно упали – на 27% (до 15,4 тыс.) по сравнению с прошлогодним ноябрем.

Поскольку такие данные были опубликованы в разгар политических событий на Евромайдане, некоторые эксперты увидели причинно-следственную связь между повышением неопределенности на рынке из-за протестных акций и снижением спроса на автомобильную продукцию. Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров, со своей стороны, поспешила заявить, что главным фактором падения продаж стало действие пошлин и утилизационного сбора. Также сказался отложенный спрос на сельхозтехнику со стороны аграриев, столкнувшихся с падением цен на продукцию в мировом масштабе. Кроме того, отложенный спрос сформировался, потому что часть потребителей рассчитывала на отмену утилизационного сбора в случае подписания официальным Киевом Соглашения об ассоциации с ЕС. Поскольку надежд на быстрое решение этого вопроса сейчас все меньше, а покупателям необходимо выполнять планы к концу года, им таки придется затовариваться подорожавшей техникой.

И если покупатели и дилеры пребывают в расстроенных чувствах, то результаты и планы производителей довольно оптимистичны. В ноябре украинский автопром впервые в текущем году показал рост по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Пока небольшой – на 2% (до 5,8 тыс. единиц). Причем этот прирост пока не позволил переломить падение в производстве с начала года, которое по итогам 11 месяцев составило 40%. Однако начало тенденции заложено, и, скорее всего, она продолжится. Рост наблюдался по всем сегментам техники. Производство легковых автомобилей выросло на 1% по сравнению с ноябрем 2012 г. (до 5,2 тыс. штук). Выпуск автобусов увеличился на 36% (до 333 штук), а коммерческих машин – на 29%.

Украинские производители сверстали оптимистичные планы на 2014 г. Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ, входит в Группу “АИС” Дмитрия Святаша и Василия Полякова) за 11 месяцев 2013 г. уже нарастил выпуск автомобилей более чем в 2,5 раза, а по итогам года намерен увеличить производство в 2,7 раза (до 9 тыс. единиц). В 2014 г. предприятие намерено удвоить объемы производства. Реализации таких планов способствовало не только введение пошлин и сборов, но и расширение линейки, в основном за счет китайских моделей. С другой стороны, предприятию, как и другим сборочным производствам, придется повышать уровень локализации производства, чтобы довести ее в перспективе до 50%.

Похожая динамика ожидается в следующем году и у других производителей. Например, корпорация “Богдан” Олега Свинарчука планирует увеличить выпуск легковых автомобилей в 2,4 раза до 21,5 тыс. штук. До конца 2013г. компания намеревается запустить сборку новых моделей, по которым локализация будет сразу составлять около 30%, чтобы в перспективе довести ее до требуемого показателя в 50%.

Поскольку участники рынка не ожидают роста его объемов в следующем году (в лучшем случае, сохранится на уровне 2013 г. – около 200 тыс. штук), то очевидно, что значительную часть дополнительно произведенных автомобилей украинские компании будут экспортировать. И о своей готовности более активно выходить на внешние рынки производители уже заявляли.

Определенный оптимизм относительно перспектив 2014 г. есть и у АвтоКрАЗа Константина Жеваго. Это вызвано тем, что на российском рынке автомобилей (куда раньше поставлялась львиная доля продукции до 70%) будут уравнены в экономических условиях и производители, и импортеры. А именно: российские власти решили распространить действие утилизационного сбора не только на импортеров, но и на местных производителей. До этого АвтоКрАЗ пережил драматическое падение объемов отгрузок в Россию – на 80% по сравнению с 2011 г. За девять месяцев 2013 г. в РФ продано 114 автомобилей. В 2014 г. предприятие рассчитывает нарастить продажи на российский рынок на 30%, что может быть первым шагом на пути к восстановлению позиций.

Таким образом, 2014 г. станет для участников рынка – потребителей, дилеров и производителей – годом, когда они на практике почувствуют, как работает модель защиты отечественного производителя. Скорее всего, на этом баталии и дискуссии не утихнут. Вооружившись цифрами и аргументами, стороны продолжат отстаивать свои позиции. Вот только будет ли в этом споре найдена истина? (Зеркало недели/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version