Россия не справляется с обязанностями в рамках российско-индийской программы создания истребителя 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Об этом со ссылкой на заявления представителей ВВС Индии сообщило информационное агентство “Бизнес Стэндард”.
Руководство индийских ВВС сделало неожиданный ход, подвергнув серьезной критике совместный проект с Россией по разработке нового истребителя пятого поколения в рамках программы FGFA. Российская сторона была обвинена в невозможности выполнить обещания в ходе развития вышеупомянутой программы, несмотря на то, что Москва и Нью-Дели окончательно конкретизируют условия контракта стоимостью $6 млрд. по совместной разработке истребителя FGFA с возможностями, предназначенными для его использования в индийских условиях.
Программа FGFA считается настолько важной для ВВС Индии, что министр обороны страны Араккапарамбил Куриан Энтони открыто отказался от закупок новейшего американского истребителя 5-го поколения F-35, мотивируя это тем, что проект FGFA существенно пострадает. В 2007 г. Нью-Дели и Москва подчеркнули значимость FGFA, подписав межправительственное соглашение, в котором говорилось, что проект не будет подчиняться стандартным правилам закупок Министерства обороны Индии. Более того, индийские ученые утверждали, что опыт, полученный в ходе реализации программы FGFA, придаст необходимый импульс развитию истребителя 5-го поколения полностью индийского производства, который обозначается как перспективный средний боевой самолет AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft).
Как отмечает агентство, на фоне этих событий заявление ВВС Индии о сомнениях в целесообразности реализации проекта FGFA выглядели неожиданными. На встрече в Нью-Дели 24 декабря 2013 г., которую организовал руководитель отдела производства продукции военного назначения (ПВН) Министерства обороны Индии Гокул Чандра Пати, представители руководства ВВС заявили, что программа FGFA “не соблюдается в ряде ее технических аспектов”. Три основных пункта критики программы со стороны индийских Военно-воздушных сил касались “нежелания” со стороны России предоставлять Индии необходимую техническую информацию, несоответствие авиадвигателей АЛ-41Ф (которые, по мнению индийской стороны, являются развитием двигателей АЛ-31, установленных на истребителе Су-30МКИ) необходимым стандартам, а также слишком высокая цена программы в целом. Учитывая, что на разработку самолета FGFA Индия выделила $6 млрд., “значительная часть основного бюджета индийских ВВС будет истрачена”.
ВВС Индии возобновили критику программы FGFA 15 января на заседании в Министерстве обороны, посвященном прогрессу, достигнутому в ходе ее развития. Заместитель начальника штаба ВВС, являющийся главным ответственным за закупки, заявил, что двигатель FGFA является ненадежным, РЛС не справляется со своими функциями, технологии малозаметности плохо спроектированы, доля Индии в разработке является слишком незначительной, а цена самолета к моменту его принятия на вооружение может стать “заоблачной”.
Источники в Министерстве обороны Индии сообщили, что существует версия, согласно которой представители ВВС критикуют программу FGFA с целью получить финансирование для закупки 126 истребителей Rafale по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft). Предполагаемая сумма контракта составляет около $18 млрд., что спровоцировало определенные финансовые проблемы, вызванные ограничением бюджета. В октябре 2012 г. главный маршал авиации Норман Анил Кумар Браун, который на тот момент являлся руководителем ВВС Индии заявил, что по программе FGFA будет закуплено не 214 самолетов, как планировалось вначале, а 144 истребителя. Сократив численность закупок ВВС Индии в настоящее время ставят вопрос о целесообразности разработки этого проекта с Россией, подчеркивает информагентство. (АРМС-ТАСС/Машиностроение Украины, СНГ, мира)