Машиностроение Украины и мира

Россия: срок службы грузовых вагонов могут продлить до 50 лет

В распоряжении газеты “КоммерсантЪ” оказалась концепция проекта положения о продлении срока службы вагонов, подготовленного Федеральным агентством железнодорожного транспорта России (“Росжелдором”). Агентство предлагает кардинально изменить критерии продления, взяв за основу предельную величину пробега вагона после первого капремонта, который обычно проводится на половине срока службы (средний срок службы полувагонов – 22 года, цистерн – 32). “Росжелдор” установил норму пробега для полувагонов в 2 млн. км, для цистерн – в 2,2 млн. км, для платформ – в 900 тыс. км, срок службы вагона должен продлеваться не более чем на половину от назначенного производителем. Кроме того, допускаемые к продлению вагоны должны пройти сертификацию.

Обсуждение механизма продления срока службы вагонов началось в конце 2012 г., когда производители попросили премьер-министра России Дмитрия Медведева запретить такое продление, ссылаясь на многочисленные аварии с участием старого парка. Рассмотреть вопрос предлагал и президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин. В мае 2013 г. правительство временно (до разработки российским министерством транспорта постоянного положения) ограничило срок продления одним годом. Минтранс России уже представлял несколько вариантов: осенью предлагалось продлевать срок службы вагонов на пять лет. Но вопрос отложили до августа 2014 г., когда в силу вступит техрегламент Таможенного союза, допускающий продление срока службы вагона только при модернизации.

“Росжелдор” представил свою концепцию российскому Минпромторгу, где ранее прошло совещание с вагоностроителями. В нем приняли участие представители НПК “Уралвагонзавод”, “Объединенной вагонной компании”, концерна “Тракторные заводы” (КТЗ), “РМ Рейл” (входит в корпорацию “Русские машины” Олега Дерипаски). По словам источника, знакомого с ходом совещания, производители не отнеслись к концепции всерьез “из-за многочисленных противоречий”. “РМ Рейл” и КТЗ уже направили замечания в Минпромторг. “Если учитывать, что первый капремонт полувагона проводится только через 11 лет, расстояние 2 млн. км он преодолеет за 27 лет, а затем вагон будет продлен еще на 11 лет, и его общий срок эксплуатации может составить 49 лет”,- говорится в письме “РМ Рейл”. Принятие концепции навредит экономике страны и промышленности, считают в компании. В письме КТЗ отмечается, что отсчет пробега надо вести с первого дня эксплуатации вагона, а максимальный срок продления должен быть не больше пяти лет. Этот вопрос будет обсуждаться на совещании у вице-премьера России Аркадия Дворковича.

Из опрошенных железнодорожных операторов лишь немногие слышали о предложениях “Росжелдора”. Источник в одном из них сообщил, что “компания поддерживает концепцию”. По словам председателя наблюдательного совета Стахановского вагоностроительного завода Эдуарда Мисевры, любое продление срока службы вагонов серьезно ударит по сбыту этой продукции вагоностроительным предприятиям. На Крюковском вагоностроительном заводе заявляют, что готовы полностью перейти на специализированные вагоны, которые не попадут под продление срока службы. В целом, участники рынка уверены, что именно операторы пролоббировали основные положения концепции, так как до введения техрегламента ТС осталось лишь несколько месяцев.

По оценке главы агентства “Infoline-Аналитика” Михаила Бурмистрова, в этом году вопрос о продлении должен коснуться около 20 тыс. вагонов, в основном речь идет о парке “Первой грузовой компании” и “Русагротранса”. Но он считает, что “Росжелдору” будет сложно получить одобрение своих предложений в правительстве. По мнению Бурмистрова, реализация концепции может привести к перенасыщению рынка вагонами, избыток которых сейчас и так составляет около 250 тыс. При этом падение погрузки на железной дороге в 2013 г. составило 2,8%. (Trans-Port.com.ua/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version