Переговоры по многомиллиардной сделке на покупку Индией 126 истребителей Rafale в Индию зашли в тупик, сообщают источники в индийском военном ведомстве. “Камнем преткновения на переговорах стали вопросы, регулирующие использование лицензии на производство французских истребителей на предприятиях индийской государственной корпорации Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL)”, – говорится в сообщении.
В сообщении отмечается, что серия встреч представителей сторон, проведенных в течение последних трех месяцев, не смогла разрешить тупиковую ситуацию. Таким образом, вряд ли сделка будет завершена при нынешней администрации в Дели в течение оставшегося времени до намеченных в Индии выборов, отмечают источники.
“В начале года представители французской фирмы-производителя Dassault встретились с руководством Минобороны Индии, индийских ВВС и HAL, чтобы разрешить возникшие противоречия. Однако планировавшийся на конец января визит во Францию руководителя HAL Тьяги был внезапно отложен. Это поставило под вопрос реализацию программы. Высокопоставленный источник Dassault сообщил, что французская сторона была проинформирована в самый последний момент о переносе визита делегации HAL в Париж”, – говорится в сообщении.
Камнем преткновения стала настойчивость ВВС Индии на предоставлении гарантий со стороны HAL в том, что график поставок истребителей Rafale будет неукоснительно соблюдаться. Согласно условиям тендера, 108 из 126 истребителей должны быть произведены по лицензии в Индии на предприятиях HAL. HAL же, со своей стороны, “перевела стрелку” в отношении гарантий на французскую фирму Dassault, которая изначально отказалась их предоставить. Впоследствии французы обещали помочь HAL выполнить график поставок.
Источники отмечают, что HAL не смогла взять на себя ответственность и гарантировать качество работы субподрядчиков и поставщиков комплектующих, которые включают индийские государственные компании, в том числе компания Bharat Electronics Ltd., поставляющая ряд вспомогательных авиационных систем.
В сообщении говорится, что до сих пор не определено распределение работ по контракту между сторонами. Индийцы хотят получить большую долю в производстве подсистем самолета, а также выполнение различных сопутствующих работ в рамках контракта. Французы же считают, что HAL потребуется время для освоения западных технологий, так что доля индийцев может быть увеличена лишь в перспективе, по мере прогресса в лицензионном производстве.
По информации источников, задержки по проекту уже привели к значительному росту его стоимости – с 11 до более $14 млрд. из-за инфляции и падения более чем на 20% курса рупии к доллару за последние три года. (Aex.ru/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)