2013 г. был непростым годом для украинской промышленности, принеся падение производства и прибыли.
Все те же проблемы останутся актуальными и в 2014 г. в металлургии, химии и машиностроении (за редкими исключениями в случае уникальной продукции) – избыток мощностей в мире, обостряющаяся конкуренция, слабый спрос со стороны потребителей. Однако для ключевых отраслей украинской промышленности – металлургии и химпрома – 2014г. может стать годом начала восстановления после затяжного падения. Ключевым драйвером будет стабилизация внешних рынков.
По итогам ноября 2013 г. промышленное производство в Украине упало на 4,7% по сравнению с ноябрем 2012 г. Темп падения за весь год будет близким к этому уровню, хотя уже сейчас видно, что дно падения пройдено. Снижение объемов в сентябре 2013 г. составило 5,6% к сентябрю 2012 г., а в октябре – 4,9%. Сокращение темпов производства было вызвано проблемами как на внешнем, так и на внутреннем рынках у большинства украинских производителей – у металлургических, химических и машиностроительных предприятий. Ситуация на отдельных машиностроительных подсекторах, таких, как вагоностроение, будет оставаться сложной в 2014 г., но первые два кита украинской экономики могут рассчитывать на более оживленную динамику.
Динамика работы третьего столпа украинской промышленности – машиностроения – неоднородна. Однозначно кризисным был 2013 г. для вагоностроителей. Ключевой рынок для украинских полувагонов – российский – закрылся как из-за переговоров Украины относительно подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, так и в связи с фактическим избытком вагонов на рынке РФ. Введение новых дополнительных мощностей вместе с падением спроса на грузовые перевозки привели к следующей ситуации: если еще недавно полувагон был в большом дефиците, то в 2013 г. по рынку пошли слухи, что бывшие в употреблении российские вагоны будут заполонять соседние рынки, в том числе украинский, чтобы разгрузить российский. И россияне начали отменять выданные ранее сертификаты для украинских вагоностроителей, что фактически блокировало поставки.
Шаг в сторону России после отказа подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС обернулся для украинских вагоностроителей обещанием отменить запрет на вагоны к февралю. Произойдет ли это, и если произойдет, то насколько долгосрочным будет, еще предстоит увидеть, поскольку вопрос принимается больше в политической плоскости. И если спрос на сам товар снижается, директивно его долго не удержать, как доказала история.
Украинские автомобилестроители, занимающиеся сборкой авто, показывают совершенно противоположную динамику и уже даже сверстали оптимистичные планы на 2014 г. Причиной послужило введение спецпошлин на импорт автомобилей в 6,46-12,95% с апреля 2013 г. А также утилизационного сбора, который вместе с пошлинами может составлять до 20% стоимости некоторых автомобилей. Такая разница особенно ощутима для покупателей автомобилей эконом-класса.
В результате, например, Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), входящий в группу “АИС” Дмитрия Святаша и Василия Полякова, намерен в 2014 г. удвоить количество произведенных автомобилей до 18 тыс. штук. Корпорация “Богдан” Олега Свинарчука планирует увеличить выпуск легковых автомобилей в 2,4 раза до 21,5 тыс. штук. Остается надеяться, что автопроизводители действительно воспользуются введенными барьерами для импорта, чтобы не только увеличивать объемы сборки, но и наращивать долю локализации до требуемого в перспективе уровня в 50%.
Если подытожить ожидания того, как будет чувствовать себя украинская промышленность в 2014 г., то общие проблемы сохранятся. Тем не менее по отдельным секторам намечается возможность для восстановления, которая будет позитивно влиять на экономический рост и поступления валютной выручки в страну. (Зеркало недели/Машиностроение Украины, СНГ, мира)