О том, какие новинки сегодня разрабатывает Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) и когда Россия сможет потеснить конкурентов на мировом рынке стрелкового оружия, рассказал генеральный директор предприятия Дмитрий Семизоров.
Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения вот уже много лет разрабатывает и испытывает на своем полигоне стрелковое оружие и боеприпасы для армий многих государств. Контракты с предприятием на поставку оружия заключаются на четырех континентах, боевую экипировку успели примерить военные стран Африки, Южной и Северной Америки, Ближнего Востока. О том, какие новинки сегодня разрабатывает предприятие, какие иностранные подразделения выразили желание стрелять из разработанного институтом пулемета “Печенег” и когда Россия потеснит конкурентов на мировом рынке стрелкового оружия, рассказал генеральный директор предприятия Дмитрий Семизоров.
– Какие, в данный момент, перспективные образцы вооружения разрабатывает Ваше предприятие? Имеются ли у ЦНИИТОЧМАШ принципиально новые проекты?
– Наш институт является головным российским предприятием в области разработок стрелкового оружия и боеприпасов, и это означает, что в основу работы мы кладем разработку принципиально новых систем вооружения. Мы не говорим о конкретных образцах вооружения, мы говорим о системах, которые на сегодняшний день необходимы заказчику. Что касается новой продукции института, мы можем смело говорить о модернизированной серии оружия с рабочим названием “СР” для спецподразделений.
– Каковы характеристики модернизированных образцов оружия серии СР для специальных подразделений? Чем они отличаются от предыдущих?
– ЦНИИТОЧМАШ полностью разработал и производит большую часть образцов стрелкового оружия серии СР для оснащения специальных подразделений, куда входят пистолет СР1М, пистолет-пулемет СР2М, малогабаритный автомат СР3М в различных модификациях. По сравнению с первыми образцами, выпущенными в середине 1990-х годов, эта серия, название которой подразумевает специальную разработку, претерпела большие изменения. Это касается и технологии производства боеприпасов для этой серии, и улучшения технических и эксплуатационных характеристик самих образцов, на которых появились планки Пикатинни для крепления вспомогательных устройств. Сейчас пистолет позволяет пробивать бронежилет на расстоянии 50 м при использовании патрона СП10 с бронебойной пулей. Аналогов этого пистолета в мире нет. Пистолет-пулемет поражает цели на 200 м, можно смело сравнить это с дальностью хорошего автомата. И наш малогабаритный автомат позволяет вести огонь, как в одиночном режиме, так и в автоматическом, а также может обеспечивать бесшумную стрельбу.
– Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что Минобороны РФ будет менять 3 старых автомата Калашникова на 1 новый. Будет ли ваше предприятие участвовать в этом процессе? Если да, то каким образом?
– Да, речь идет о модернизации автоматов АК-74М, которые сейчас находятся в большом количестве на складах Министерства обороны в виде стратегического запаса. Они были произведены давно и, к сожалению, не отвечают сегодняшним требованиям по эргономике. Мы не имеем возможности разместить на них какие бы то ни было приспособления, в том числе прицельные, которые сегодня необходимы бойцу. Говоря о замене трех старых автоматов на один новый, подразумевается, что предприятия оборонной промышленности будут получать эти автоматы для модернизации и иметь возможность в дальнейшем их экспортировать. Сейчас к такой работе готов Концерн “Калашников”.
– В октябре 2013 г. вы сказали, что комплект перспективной боевой экипировки “Ратник” полностью готов к госиспытаниям. Начались ли эти испытания? Если да, то когда планируется их завершить?
– Да. Госиспытания начались. Мы ожидаем, что они завершатся к концу весны.
– Какое российское предприятие в области разработок стрелкового вооружения вы считаете своим главным конкурентом?
– У нас нет конкурентов. Институт точного машиностроения – это в первую очередь научная мысль, новые баллистические решения. Этим в России занимаемся только мы. Наша задача – создать научный и технический задел для предприятий серийного производства на десять-двадцать лет вперед, чтобы потом уже российские конструкторские бюро разрабатывали новые виды вооружения. Поэтому конкуренции здесь нет. Мы, наоборот, с ними дружим и тесно взаимодействуем.
– Какие страны и в каком количестве покупают оружие у ЦНИИТОЧМАШа?
– Институт имеет очень большую историю работы по линии военно-технического сотрудничества (ВТС). Оружие мы в том числе поставляли в Африку, Южную и Северную Америку, в ряд азиатских стран, страны Ближнего Востока. Так как институт выпускает специальное стрелковое оружие, то экспортные партии, соответственно, у нас небольшие. Кстати, говоря о линии ВТС, хочу напомнить, что с 1994 г. у нас создан государственный демонстрационно-испытательный центр, который функционирует на базе полигона. Он создан именно для работы с зарубежными партнерами и предназначен для демонстрации образцов стрелкового оружия и технических средств специального назначения. С 1994 г. мы приняли более ста делегаций из порядка 80 стран у себя на полигоне, где демонстрировали оружие не только своего института, но и образцы всего российского вооружения. В нашем центре иностранные делегации могут не только посмотреть, но и пострелять из этого оружия, для того чтобы принять решение о его покупке. Здесь мы работаем в интересах всей стрелковой отрасли, не только для самих себя.
– В ноябре 2013 г. ваш институт разместил оружейную экспозицию на парижской выставке “Милипол-2013”. Какие образцы вызвали наибольший интерес среди иностранцев?
– Хочу сказать, что экспозиция института вызвала очень большой интерес у всех посетителей нашего стенда. Ведь мы выпускаем специальную серию стрелкового оружия. Посетители стенда были заинтересованы модернизированной серией СР. Также мы продемонстрировали пулемет “Печенег”, который пришел на смену пулемету ПК. “Печенег” – это полностью разработка нашего института, переданная потом на Завод им. Дегтярева для серийного выпуска. Пулеметом заинтересовались французы, представители действующей французской армии, полицейские и подразделения иностранного легиона, а также гости из Китая, Армении, Германии, Канады, Италии, Великобритании, Испании и многих других стран.
– Вопрос к вам, как к специалисту с многолетним стажем в области стрелкового вооружения, в каком направлении сейчас следует развивать российскую стрелковую отрасль? Каким задачи ставятся конструкторам?
– Безусловно, пути развития есть. Для начала, при сохранении надежности оружия, необходимо улучшать эргономику нашего вооружения, применять новые материалы, которые появляются сейчас в промышленности. Необходимо модернизировать оружие таким образом, чтобы можно было размещать на нем любые прицельные комплексы, любые дополнительные приспособления, которые сегодня нужны армии и спецподразделениям. Также необходимо совершенствовать патрон. Бронебойные патроны должны пробивать мощную броню, снайперские патроны должны быть более точными и так далее. Всегда можно что-нибудь улучшить: уменьшить вес, увеличить дальность стрельбы, точность попадания и удобства переноски. Вот какие задачи ставятся конструкторам. Хочу отметить, что сейчас в мире меняется характер боевых действий. Соответственно, требования к оружию уже другие. Конфликты все чаще стали носить локальный характер и происходят в основном среди гражданского населения. Для этого необходимо минимизировать вторичные поражающие факторы оружия, применяемого подразделениями или армиями друг против друга. С другой стороны, при усилении террористических тенденций необходимо усиливать его поражающие факторы. Набор направлений модернизации можно продолжать до бесконечности.
– Может ли российская оружейная отрасль конкурировать с другими странами? В чем наше явное преимущество?
– На сегодняшний день наше оружие славится во всем мире и имеет серьезный авторитет. Во-первых, это связано с тем, что оно самое надежное. Наш государственный заказчик ставит такие требования при разработке оружия, которые не ставит ни один заказчик в мире, поэтому оно отличается исключительной надежностью. Во-вторых, наше оружие отличается своей простотой и, что примечательно, дешевизной. Согласитесь, это немаловажно при вооружении больших армий. Здесь с нами не могут конкурировать даже американцы и немцы. Что касается штурмового оружия, мы, пожалуй, впереди планеты всей, нам необходимо лишь доработать его до требований сегодняшнего дня. Что касается снайперского оружия, особенно высокоточного до последнего времени у нас с ним была большая проблема. Сейчас, с появлением новых молодых предприятий, я считаю, мы эту проблему решили, осталось только технически отточить сам цикл производства этого оружия, довести его до той стадии, когда оно может называться боевым. Я думаю, через год-два у нас конкурентов не будет. (РИА Новости/Машиностроение Украины, СНГ, мира)