Машиностроение Украины и мира

Россия: государственная программа вооружений 2011-2020 годов

Государственная программа вооружений 2011-2020 гг. – одна из наиболее крупных и финансово емких программ, утвержденных в последние годы – ее примерный бюджет превышает баснословные 20 трлн. руб. Старт программы проходил “со скрипом”, по многим положениям были заметные отставания. Однако спустя два года, после того как, в том числе и усилиями нового руководства Минобороны, удалось выстроить понятные правила взаимодействия между промышленниками и военными, процесс пошел практически в полном соответствии с графиком. В последние дни 2013 г. практически ежедневно те или иные поставщики отчитывалась о “полном выполнении ГОЗ-2013″…

При подготовке программы перевооружения говорилось о том, что до 2020 г. российские ВВС получат свыше 1,5 тыс. летательных аппаратов и около 400 пройдут комплексную модернизацию.

Что касается 2013 г., то по данным, озвученным главкомом ВВС генерал-лейтенантом Виктором Бондаревым, на службу только вертолетов поступило свыше 100 единиц. В частности, “Вертолеты России” сдали 14 новейших ударных вертолетов Ка-52, полностью выполнив контракт на 2013 г. В 2014 г. ожидается поставка шести машин этого типа в первом квартале, а затем – три-четыре машины ежеквартально. Кроме этого, сообщалось о поставке ударных вертолетов Ми-28Н, транспортно-боевых Ми-35 и Ми-8АМТШ, а также тяжелых транспортных Ми-26. Уже в конце 2013 г. в Псковскую область прибыло 10 вертолетов Ми-28Н и Ми-35М. Примечательно, что “Вертолеты России” не только выполнили план на 2103 г., но по некоторым позициям – перевыполнили. По данным холдинга, производители взяли на себя “повышенные обязательства” и изготовили сверх плана партию вертолетов Ми-8АМТШ, соизмеримую с планом 2013 г. Точное количество поставленных машин не сообщается.

Помимо вертолетов, в ВВС поступило довольно большое количество новых боевых самолетов. Был завершен контракт на 2013 г. по поставке истребителей-бомбардировщиков “4+” поколения Су-34. За 2013 г. было изготовлено и поставлено в войска 14 таких самолетов. До 2020 г. их количество будет доведено до 124, что позволит практически полностью заменить остающиеся в строю, но морально устаревшие Су-24. Виктор Бондарев сказал также о том, что “Сухой” выполнил план по многоцелевым сверхманевренным истребителям поколения “4++” Су-35С – их было передано военным 12 единиц. До этого ВВС располагали 10 машинами этого типа до конца 2015 г. их будет изготовлено еще 26.

Об успешном выполнении планов на 2013 г. отчитался другой крупный авиапроизводитель – “Иркут”. Эта корпорация поставила Минобороны более 30 самолетов. В их числе18 учебно-боевых самолетов Як-130, а также новейший модернизированный многоцелевой истребитель Су-30СМ. Лишь в июне 2013 г. было подписано предварительное заключение по специальным совместным летным испытаниям, открывающее путь поставкам самолетов Су-30СМ в строевые части ВВС РФ, судя по доступной информации, их было поставлено 14 машин. Всего заключен контракт на 60 самолетов.

Что касается другого прославленного брэнда военной авиации – самолетов “МиГ”, то здесь госзаказ также был выполнен полностью. В 2012 г. начались поставки палубных истребителей МиГ-29К/КУБ (одно и двухместные соответственно) – авиакрыло “Адмирала Кузнецова” пополнилось двумя одноместными и двумя двухместными модификациями. Всего в рамках ГОЗ до 2015 г. должно быть сдано 20 МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ. К сожалению, в 2013 г. так и не был подписан контракт на поставку Минобороны легких истребителей поколения “4++” МиГ-35.

Стоит особо отметить, что количество истребителей пятого поколения ПАК ФА, проходящих госиспытания, достигло пяти машин.

Самым крупным пополнением сил Военно-морского флота, без сомнения, можно считать РПКСН “Александр Невский”, который был передан Минобороны. Новейший стратегический подводный крейсер отправился на Тихоокеанский флот спустя девять лет после начала строительства. При этом, головной крейсер проекта 955 “Юрий Долгорукий” был передан ВМФ 10 января 2013 г. Единственное, что омрачило праздник морякам – основной ракетный комплекс “Бореев” баллистическая ракета “Булава” так и не была принята на вооружение. Что касается подводного флота, то до сих пор не вошла в строй головная АПЛ проекта 885 “Ясень”, хотя предполагалась, что она будет принята на вооружение еще в Нельзя не отметить и спуск на воду головной лодки проекта 636.3 “Новороссийск”, который произошел в конце ноября 2013 г. В настоящий момент подлодка проходит испытания, ожидается, что в 2014 г. она приступит к несению службы в составе Черноморского флота. Цикл строительства этих дизельных лодок гораздо короче, по плану до 2016 г. будет изготовлено шесть таких объектов.

Надводный флот столь крупными кораблями похвастать в 2013 г. не может, тем не менее, определенные достижения есть и здесь. Был введен в состав Балтийского флота третий по счету корвет проекта 20380 (корабль 2-го ранга) “Бойкий”. Ввод фрегата “Адмирал Горшков” в 2013 г. не состоялся, как планировалось ранее, вероятно он будет введен в состав флота уже в 2014 г. Всего до 2020 г. Минобороны ожидает получить 10 фрегатов проекта 22350 и 18 корветов проекта 20380 и 20385.

Продолжилась серийная поставка противодиверсионных катеров проекта 21980 “Грачонок”. В 2013 г. сразу три катера вошли в состав Черноморского и Тихоокеанского флотов, а также Каспийской флотилии.

Помимо этого, в подразделения береговой охраны поступило три катера, а флот получил несколько гидрографических судов и буксиров, то есть пополнился парк не только боевыми кораблями, но и вспомогательными судами. Говоря о флотских подразделениях, можно отметить и пополнение для подразделений морской пехоты. За год сюда поступило 60 глубоко модернизированных БТР-82А, принятых на вооружение лишь в феврале 2013г. По информации из открытых источников, еще около полусотни таких бронетранспортеров поступило в 2013 г. в подразделения Сухопутных сил. Влиятельный международный журнал Army Technology включил БТР-82А в десятку лучших бронетранспортеров мира.

Что касается вооружения для Сухопутных войск, оно крайне разнообразно и отследить все поставки достаточно сложно. Если говорить о крупных партиях, то известно, например, о поставке в войска 34 самоходных артиллерийских установки “Гиацинт-С” и 40 САУ “Мста-С”, достаточно большое число спецавтомобилей на базе армейских тягачей, также около 250 танков Т-72 было модернизировано до уровня Т-72Б3. Также в 2013 г., наконец, начались серийные поставки техники для нужд ВДВ “Курганмашзаводом” – БТР-МДМ и БМД-4М. Пока известно о двух единицах каждой модели, но по контракту концерн “Тракторные заводы” должен изготовить по 10 машин.

Отдельно стоит сказать о поставках ракетных и зенитных комплексов. В 2013 г. полностью выполнен план по поставке оперативно-тактических ракетных комплексов “Искандер-М”. В течение 2103 г. было передано Минобороны два бригадных комплекса (12 пусковых установок в каждом), такой темп будет поддерживаться и в последующие годы. Планируется, что “Искандер-М” станет основой ракетных формирований в России.

Войска ПВО также могут похвастаться значительными пополнениями в части вооружений. Была озвучена информация о передаче двух полковых комплектов ЗРК С-400 “Триумф”. С их учетом на вооружении находится уже 7 полковых комплектов, к 2020 г. их число должно быть доведено до 28 – по два-три полковых комплекта в год.

В войска были переданы также более десятка зенитных ракетно-пушечных комплекса “Панцирь-С” и вдвое больше ЗРК “Тор-М1-2У”.

О досрочном выполнении ГОЗ-2013 отчитался и концерн “Калашников”. По данным холдинга, в 2013 г. им было произведено стрелкового оружия на госпрограмме почти на 200 млн. руб. при этом, в 2013 г. было заключено контрактов с Минобороны на 13 млрд. руб. до 2015 г.

Еще один “передовик” гособоронзаказа – корпорация “Уралвагонзавод”. Головное предприятие холдинга, расположенное в Нижнем Тагиле, отчиталось о выполнении годового плана еще в конце октября и приступило к выполнению задела на 2014 г. При этом, и сам УВЗ и ряд его крупных подразделений отмечают, что объем плана выполненных работ по сравнению с 2012 г. увеличился в 2-2,5 раза. Такой же рост ожидается в 2014 г. Что касается гаммы продукции, поставляемой в рамках ГОЗ предприятием, то она весьма широка. Сейчас корпорация разрабатывает перспективную платформу “Армата”, которая должна принять участие в юбилейном параде 9 мая в 2015 г. и серийно закупаться. Пока же промышленники занимаются модернизацией танков Т-72 и инженерных машин на их базе, например “БРЭМ”, а также легендарные “летающие” Т-90С. Подразделение УВЗ “Уралтрансмаш” является производителем САУ “Мста-С”, а ЦНИИ “Буревестник” успешно производит корабельные артиллерийские комплексы, которые используются на новейших кораблях.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс, сказал о том, что итоги выполнения гособоронзаказа 2013 г. будут окончательно подведены в феврале – это вполне справедливо, учитывая не только то, что предприятия сдавали технику фактически до последнего дня года, но и огромное количество предприятий, которые участвуют в этом процессе. Однако уже сейчас можно сказать, что в 2013 г. количество техники и вооружений значительно превысило прежние цифры.

К примеру, согласно открытой информации, в 2012 г. в войска поступило 35 боевых самолетов и 5 транспортных, около 57 вертолетов, во флот поступили ракетный корабль, малый артиллерийский корабль, шесть буксиров, пограничный сторожевой корабль и 12 катеров различного назначения. Что касается подводного флота, то в строй вернулся модернизированный РПКСН “Новомосковск”. Количество артиллерийских, зенитно-ракетных систем, различной бронетехники сопоставимо.

Надо ли говорить, что возросшие объемы в рамках госконтрактов сказались на экономике предприятий, в том числе и смежных. Судя по всему, именно ГОЗ стал тем “буфером”, который позволил удержать в этом году экономику от серьезного падения.

Работа в рамках гособоронзаказа стало ритмичной и происходит без серьезных сбоев. Это связано не только с тем, что промышленники вошли в свой темп работы, но и с кадровыми переменами, в первую очередь с конструктивным подходом Сергея Шойгу и Дмитрия Рогозина. Об этом рассказал военный эксперт, главный редактор журнала “Национальная оборона” Игорь Коротченко. “Мы можем сказать, что контрактация и выполнение гособоронзаказа выполняется гораздо более ритмично, чем это было в предшествующие годы – это факт. И то, что предприятия, холдинги отчитываются о выполнении гособоронзаказа по итогам 2013 г., свидетельствует о том, что идут позитивные изменения в российской оборонной промышленности. Связано это с тем, что ранее имевшиеся противоречия между Министерством обороны и промышленностью сегодня фактически отсутствуют и Минобороны в максимально комфортном режиме работают с промышленностью. Заключаются контракты, которые реально выполнимы, под них авансируются соответствующие деньги, цены контрактов – реально рыночные, предприятия не работают себе в убыток, выстроена система управления оборонно-промышленным комплексом более четкая и последовательная, чем это было ранее. В целом, все это позволяет говорить о том, что позитивные тенденции имеют место.

Безусловно, возрастает количество поставляемой техники. Если мы посмотрим поставки 2013 г., то поставки идут уже комплектными. Если раньше поставлялись единицы, то сейчас это комплекты. Например, поставляются комплексы “Искандер” – и сразу бригада перевооружается целиком. Или полковой комплект С-400 – сразу полк перевооружается на эту систему. Это позволяет целые части на 100% перевооружать новым оружием.

Здесь нужно особо отметить роль министра обороны. С приходом Сергея Шойгу в значительной мере тупиковые вопросы, которые были во взаимоотношениях между военным ведомствами и промышленностью, стали решаться абсолютно конструктивно, быстро и без проволочек. Это важный фактор того, что промышленность работает нормально. С другой стороны, военно-промышленную комиссию возглавил Дмитрий Рогозин, там тоже стало больше порядка, больше управляемости. Создаются холдинги, возвращаются люди, которые способны руководить, давать результат. В совокупности это все обеспечило тенденции 2013 г.

Надо отметить успешную работу “Объединенной судостроительной корпорации” в целом. Несмотря на то, что ее лихорадило, назначен новый руководитель, и ОСК начала ритмично работать, результаты налицо. Очень успешно выполняет гособоронзаказ концерн ПВО “Алмаз-Антей”, в частности, на совещании у Путина прозвучало, что система пятого поколения С-500 уже в высокой степени готовности и президент особо отметил полковые комплектные поставки С-400. Надо отметить и НПО “Высокоточные комплексы”, которые производят “Панцири” и широкую гамму стрелкового автоматического оружия, они демонстрируют тоже очень хороший результат”. (Накануне.ru/ТС ВПК/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version