Машиностроение Украины и мира

Украина: кто будет инвестировать в автопром

На конференция AutoPROm.ua-2013 участники попытались обрисовать пути выхода отрасли из кризиса и подвести итоги первых шагов правительства по поддержке автомобилестроения. По сути, AutoPROm.ua традиционно стала главной площадкой, на которой от имени Украины звучали призывы инвестировать в автопром…

Надо признать, что со времени предыдущей конференции Украина уже сделала два шага по поддержке внутреннего производства автомобилей. В апреле 2013 г. были введены спецпошлины на автомобили с бензиновыми двигателями 1-2,2 л (80% украинского рынка), а с сентября начал действовать и утилизационный сбор, который украинские производители имеют возможность не платить. Таким образом, за год созданы защитные барьеры, достигающие в сумме с обычной пошлиной размера 25-28% от стоимости.

Формально, условия, о которых говорили на прошлогодней конференции автопромышленники – созданы. Но украинский автопром, по-прежнему, демонстрирует спад. Но здесь надо понимать, что промышленность не реагирует моментально на изменения.

По словам замминистра промышленной политики Николая Евдокименко, положительный эффект от этих действий начнет ощущаться уже в 2014 г. “Есть все основания считать, что в следующем году украинские автозаводы выпустят 120 тыс. автомобилей”, – сообщил он.

Однако, этот объем даже в самом оптимистическом варианте не обеспечивает загрузку даже одного автозавода. А сумма дополнительных отчислений, которые платят импортеры только за один год исчисляются сотнями миллионов долларов. Но при всех усилиях властей, 120 тыс. – это максимум, на который может рассчитывать автопром в 2014 г. Для сравнения, в 2008 г. показатели украинского автопрома исчислялись 420 тыс. штук. Но не стоит обольщаться, ведь из этой цифры лишь 150 тыс. – это было полномасштабное производство, а все остальное – просто сборка SKD из импортных комплектующих.

Даже с учетом уже принятых защитных мер, инвесторы не торопятся в Украину. А на конференции AutoPROm.ua стало понятно насколько привлекательна и украинская автомобильная промышленность у потенциальных партнеров. Глава Госагенства по инвестициям и управления национальными проектами Владислав Каськив сообщил, что в 2013 г. удалось привлечь проектов на $50 млн.

По его же словам, в 2014 г. есть основания полагать, что объем инвестиций в автомобильный сектор увеличится в 3 раза. Однако, как выяснилось, интереса со стороны непосредственных производителей автомобилей пока в Госагенстве не зафиксировали. Речь идет о проектах в области производства автокомпонентов. Что тоже, в общем-то, не плохо, но лишь косвенно связано с украинскими автозаводами.

Почетный президент корпорации “УкрАвто” Тариэл Васадзе представил анализ текущей ситуации на украинском рынке. По его оценкам, импортные автомобили в 2013 г. занимают 83% украинского рынка, и это угрожает не только украинскому автопрому, но и ситуации с платежным балансом в стране.

“Мы не успели ввести спецпошлины на часть автомобилей, как тут же раздаются призывы ее отменить. Не успела Украина ввести утилизационный сбор, как подняли шум и его тоже заставляют отменить. И это якобы на небольшом рынке, который сегодня представляет Украина. Скажите, а чего тогда такой шум раздается? А давайте представим ситуацию, если бы в Японии или в Германии импорт стал 90%, чтобы начали делать эти страны?

Ситуация в стране такова, что если мы не начнем заниматься импортозамещением и не начнем что-то производить, то у нас только один путь – занимать деньги, – резюмировал Васадзе. – Нам говорят о равных условиях, которые должны быть на украинском рынке. А где же равенство, когда мы вынуждены занимать деньги под 22% годовых, а европейские производители под 4%?

Но главная проблема даже не в этом. Нам мешает отсутствие системного подхода к отрасли. Только что-то сделали для автопрома, как тут же начинают думать, как отменить эту преференцию. Мне звонят партнеры, с которыми мы ведем переговоры о новых проектах и спрашивают: “Так Украина отменит или оставит в силе те или иные решения?”.

А в России действуют по-другому. Там действуют системно. Даже когда вступили в ВТО и понизили пошлины, компенсируют это инвесторам в виде утилизационного сбора. Сейчас под давлением ВТО вынуждены ввести утилизационный сбор и на внутренних производителей, но они предусмотрели финансирование на 99 млрд. руб. в бюджете для автопрома только на один год. И у России уже есть результат. Она уже занимает второе место в Европе по объемам производства, а к 2020 г. у нее уровень локализации производства на автозаводах должен быть не менее 70%, а внутри страны будут выпускать 80% всех автомобилей. Вот что такое системный подход”.

“Я убежден, что украинский рынок, как бы нас кто-то не пытался убедить в обратном, очень перспективный. У нас наименьшее число автомобилей на 1000 жителей в Европе, 46 млн. населения, огромная территория. Мы уже продавали 670 тыс. авто в 2008 г. К тому же Boston Consulting Group отнесла Украину к наиболее перспективным рынкам”, – подчеркнул Тариэл Васадзе.

Уверен в перспективах украинского авторынка и глава Госагенства по инвестициям и управления национальными проектами Владислав Каськив, который сослался на то же самое исследование BCG и перспективы продавать до 500 тыс. авто в год.

По мнению президента украинского Союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, приоритетом для Украины должны стать безусловные гарантии защиты инвестиций, не зависимо от страны. А также ряд действий по созданию привлекательности инвестиций в производство. Только так нам удастся заинтересовать инвесторов.

Тариэл Васадзе подчеркнул, что надо дать те же условия автопрому, как например в Словакии, Турции или России, и результат будет.

“Да, автопром – это затратно, – продолжает Тариэл Васадзе, – но в замен государство получает высокие технологии, занятость населения и доходы в бюджет”.

На конференции так и не услышали о приходе новых автомобильных компаний на украинский рынок. Да и похоже, что на 100%-ного иностранного инвестора, способного построить в Украине завод, особо и не рассчитывают. Озвученные потенциальные партнеры украинских автозаводов все те же: Great Wall, JAC, Lifan, Geely, SsangYong, Skoda и в перспективе General Motors.

Глава Ассоциации “Укравтопром” ожидает, что ясность появится с принятием Концепции развития автомобильной промышленности. С ним солидарен и замминистра промышленной политики Николай Евдокименко. По его словам, весной Кабмин может утвердить и целую Программу развития автомобильной промышленности до 2020 г., согласно которой Украина сможет выпускать до 780 тыс. автомобилей и занять 150 тыс. человек в отрасли. В ней будут и действия по поддержке покупательной способности. По оценкам министерства это позволит дополнительно стимулировать спрос на 40 тыс. авто. Но важно создать условия, при которых налоги будут близкими к условиям Турции или России.

Но засилья SKD-сборки уже не будет. По крайней мере спустя 4 года. В Минпромполитики уже сформировали определенные условия для работы автозаводов. В частности, принято постановление Кабмина, согласно которому теперь есть четкие требования к уровню локализации производства. На 4-й год работы это должно быть не менее 20%, а на 8-й год – 50%. При этом, государство 3 года даст возможность импортировать без пошлин кузова для SKD-сборки и комплектующие. В сумме с защитными мерами, принятыми государством в этом году, это уже и есть четкие и понятные условия для прихода инвестора.

Прозвучали на конференции и скептические замечания. В частности, Владимир Приходько из Национального института стратегических исследований при президенте Украины обратил внимание на то, что Программа развития автопрома до 2020 г. уже 1,5 года как согласовывается. А значит, уже сбилась с графика. А там – очень амбициозные задачи. По мнению правительственного уполномоченного по вопросам евроинтеграции Валерия Пятницкого, зона свободной торговли с ЕС дает возможность выйти на рынки ЕС, но лишь в том случае, если этими перспективами умело воспользоваться.

Не стоит ожидать, что кто-то нам принесет дешевое финансирование. “Я не хочу никого учить, но уже есть примеры, когда украинские компании выходят на рынок внешних заимствований и получают их на условиях, соизмеримых с другими компаниями из ЕС”, – напомнил Валерий Пятницкий.

“Также те отрасли, которые являются конкурентоспособными, не только не пострадали от вступления в ВТО, а например, сельское хозяйство, демонстрирует рост объемов, даже не смотря на кризис”, – парировал Пятницкий заявление автопроизводителей о невыгодных для Украины условиях вступления в ВТО.

Народный депутат Виталий Немилостивый, возглавляющий комитет Верховной Рады по вопросам инвестиций, вообще считает, что Украина уже утратила шанс соревноваться с Россией и Турцией, и не имеет возможности сегодня предложить инвесторам такие же условия, как в этих странах.

“Нужно смириться, что у нас не будет такого автопрома, как в России и Турции, и искать свои ниши. Возможно, Украине лучше выпускать спецтехнику, плавающие или летающие автомобили”, – резюмировал депутат Немилостивый.

Показательно, что на заявленную панель “Автомобильная промышленность становится приоритетом для Украины” не пришли ни тогдашний премьер-министр Николай Азаров, ни министр экономразвития Игорь Прасолов, ни министр промполитики. За всех пришлось отвечать замминистра промполитики Николаю Евдокименко.

Но если для Николая Евдокименко автомобильная промышленность – это, безусловно, приоритет, то в Кабмине пока этой идеей похоже еще не прониклись.

Не обещал поток инвестиций и посол Германии Кристоф Вайль, да и в депутатском корпусе уже есть разные мнения. А нас так и не стало понятно, каких же инвесторов зазывает Украина? Привлекаем мы автомобильные концерны или рассчитываем на производителей комплектующих? На какие рынки стремимся, и куда будем продавать 700 тыс. автомобилей? И главное, чем же Украина будет привлекательнее остальных регионов?

Не стало понятно после конференции и что же скрывается в Программе развития автопрома до 2020 г. И остались вопросы: какие автомобили Украина будет выпускать в таких огромных количествах и на каких заводах; будут ли они востребованы рынком? (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version