Машиностроение Украины и мира

Украина: новые локомотивы ПАО «Лугансктепловоз»

В 2013 г. “Лугансктепловоз” наряду с выпуском серийных локомотивов изготовил, сертифицировал и отправил заказчикам первые экземпляры трехсекционного тепловоза 3ТЭ116У. Работа над новыми машинами продолжается и сегодня. В конструкторских и технологических бюро идет проектирование тепловоза ТЭ44 мощностью 6000 л. с. в секции, а рабочие чертежи тепловоза 2ТЭ116УР с двигателем MTU уже сданы в архив, то есть, следующий этап – воплощение их в металл в цехах предприятия. Кроме этого продолжается работа над решением технологических и производственных проблем, связанных с поставленной задачей максимальной локализации производства магистральных электровозов переменного и постоянного тока для украинских железных дорог. О том, как идет процесс проектирования новых локомотивов, рассказал заместитель технического директора по новой технике ПАО “Лугансктепловоз” Роман Нестеренко:

Рабочий проект тепловоза 2ТЭ116УР завершен и передан в производство. Этот локомотив будет уже четвертой модификацией тепловоза 2ТЭ116У после уже пущенных в серийное производство 2ТЭ116УД с силовой установкой фирмы “Дженерал Электрик” и трехсекционного 3ТЭ116У. Ремоторизация (использование при производстве транспортного средства нескольких видов двигателей) – общепринятый и плодотворный путь развития и совершенствования конструкции, в данном случае, локомотива. Среди очевидных достоинств немецкого дизеля – пониженные удельные расходы топлива и масла, улучшенные массогабаритные показатели. Кроме того, двигатель сертифицирован под европейские стандарты, что дает возможность в перспективе выхода на европейский рынок подвижного состава. И еще один аргумент в пользу ремоторизации – потребность железных дорог в тепловозе настолько высока, что она перекрывает возможности суммарных поставок российского и американского дизелей.

Двадцатицилиндровый двигатель 20V4000R43 имеет V-образное расположение цилиндров под углом 90 град. Это четырехтактная машина, оснащенная турбокомпрессором. Диаметр цилиндра/ход поршня – 170/220 мм. Номинальную мощность 2700 кВт (3672 л. с.) дизель развивает при 1800 об/мин. Удельный расход топлива при этом составляет 194-208 г/кВт-ч. Для охлаждения дизеля применяется антифриз, что повышает устойчивость двигателя при пониженных температурах. Силовая установка оснащена автономным подогревателем Webasto для поддержания оптимальной температуры теплоносителей дизеля перед запуском.

По плану тепловоз 2ТЭ116УР должен быть изготовлен в первом квартале, потом пройдут заводские, эксплуатационные и сертификационные испытания, и в третьем квартале тепловоз должен быть сдан Межведомственной комиссии с дальнейшей рекомендацией к производству.

Все новое – это, в том числе, хорошо забытое старое. Это отчасти справедливо по отношению к новому тепловозу ТЭ44, над созданием которого начали работу заводские конструкторы во главе с руководителем проекта Виталием Чеглаковым. Этот могучий односекционный тепловоз мощностью 4413 кВТ (6000 л. с.) имеет предшественника из 1980-х годов – тепловоз 2ТЭ136 с такой же мощностью в одной секции (кстати, ведущим и тогда был В. Чеглаков). Но конструктивно нынешняя машина – это локомотив нового поколения, который должен вобрать сотни инновационных решений. Его внедрение в односекционном исполнении позволит обеспечить эффективную замену эксплуатируемых тепловозов типа 2ТЭ10, 2ТЭ116, 2М62 выработавших ресурс. При этом эксплуатация двухсекционного тепловоза 2ТЭ44 даст возможность увеличить провозную способность железных дорог за счет повышения веса поездов. “Лугансктепловоз” предлагает вести создание новой машины, базируясь на апробированных конструктивных решениях тепловоза ТЭ136 секционной мощностью 6000 л. с, с 8-осной экипажной частью с колесом диаметром 1250 мм с опорно-рамной подвеской тяговых электродвигателей и нагрузкой на ось 25 т. В свое время ТЭ136 прошел полный объем предварительных и приемочных испытаний с эксплуатационным пробегом 25000 км и на практике доказал возможность замены в тяге тепловоза 2ТЭ116. По воздействию на путь он находится на уровне тепловоза 2ТЭ116 с нагрузкой на ось 23 т., что было подтверждено комплексными и динамическими испытаниями по воздействию на путь.

На тепловозе ТЭ44 предполагается применение дизеля новой размерности производства Коломенского завода – 12ЧН26,5/31 с улучшенными экономическими и экологическими свойствами. Также прорабатываются варианты применения дизелей типа GEVO16 и двух дизелей 16V4000R43 фирмы MTU. Предусматриваются инверторный пуск дизеля, широкое внедрение микропроцессорной техники: систем управления, контроля и технической диагностики, электронных регуляторов частоты вращения и мощности дизеля, электронного управления впрыском топлива. Кроме того, будет установлен вспомогательный дизель-генератор мощностью 95 кВт для обеспечения:

– прогрева тепловоза при отстое;

– пуска основного дизеля;

– питания вспомогательного оборудования и систем;

– перемещения тепловоза по деповским и станционным путям.

Тепловозная тележка 4-осная, состоящая из двух 2-осных тележек сочлененных низкорасположенной балкой механизма передачи силы тяги. Двухосная тележка имеет колесо диаметром 1250 мм (унифицированное с колесом электровоза) и опорно-рамное подвешивание тяговых электродвигателей.

Односекционное исполнение тепловоза ТЭ44 эффективно заменит тепловозы типа 2ТЭ10 всех модификаций, 2ТЭ116, 2М62 за счет следующих основных преимуществ:

– новый экономичный дизель с электронной системой управления, в том числе подачей топлива;

– автономная система обогрева тепловоза в отстое;

– увеличенные межремонтные пробеги;

– опорно-рамное подвешивание тяговых электродвигателей;

– электродинамический тормоз.

Мировой опыт показывает, что при применении мощных тепловозов экономический эффект будет выше при применении тяговой передачи переменно-переменного тока с асинхронными электродвигателями за счет роста тягового усилия и соответствующего повышения веса поезда. Поэтому предполагается, что следующая модификация тепловоза ТЭ44А будет именно с таким электроприводом.

Впереди – кропотливый и сложный путь создания проекта, подготовки производства и изготовления тепловоза ТЭ44, а также сборки и испытаний первого образца тепловоза 2ТЭ116УР. Кроме того, завод приступил к реализации масштабного заказа на изготовление 300 грузовых электровозов постоянного и переменного тока для “Укрзализныци”. При этом предусмотрено достижение максимально допустимой локализации производства электровозных систем, узлов и агрегатов на украинских предприятиях. В будущем году будут изготовлены 28 электровозов постоянного тока 2ЕЛ4 и 5 электровозов переменного тока 2ЕЛ5.

Коллектив центрального конструкторского бюро вкладывает в создание нового тепловоза весь позитивный опыт, накопленный десятилетиями, объединяя усилия, как ветеранов предприятия, так и молодых инженеров и руководителей.

Разработан и утвержден план согласования работ, график создания новых локомотивов, которые, как все новое, прежде чем воплотиться в металле, должны появиться на мониторах конструкторских компьютеров, а затем в чертежах рабочих проектов. (Trans-Port.com.ua/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version