Машиностроение Украины и мира

Украина: правительство утвердило концепцию программы развития легкового автомобилестроения до 2020 года

Правительство утвердило концепцию программы развития легкового автомобилестроения до 2020 г., которая предполагает рост производства автомобилей в Украине до 750 тыс. единиц в год. Цифры очень амбициозные, особенно на фоне нынешних объемов. Насколько они реальны и что даст Концепция отечественным производителям рассказал президент Ассоциации “Укравтопром” Михаил Резник.

– Что дает концепция автопрому и зачем правительству понадобилось принимать концепцию именно сейчас, ведь разговоры о некой программе развития отрасли ведутся уже несколько лет?

– Действительно, программа развития легкового автомобилестроения уже давно стала притчей во языцах. Хочу напомнить, что история формирования концепции уходит корнями в 2010 г. “Укравтопром” принимал активное участие в ее разработке, и тогда мы рассчитывали, что реализация положений этого программного документа начнется не позже 2012 г., и за восемь лет мы кардинально изменим ситуацию не только в производстве, но и на рынке.

В 2011 г. на нашей международной конференции в Киеве этот документ был презентован общественности. Однако после общественных слушаний он долгое время продолжал оставаться в недрах Министерства экономики. Ассоциация автопроизводителей Украины все это время вела активную работу касательно придания официального статуса программе.

К сожалению, программа образца 2011 г. уже немного опоздала и необходимо разрабатывать новую. Сделать это можно на основе концепции, которая задает стратегические направления.

Поэтому автопроизводители приветствуют решение правительства, сделанное 15 января, о принятии Концепции Государственной целевой экономической программы развития легкового автомобилестроения Украины до 2020г., которое, по сути, является первым шагом на пути практической реализации достижений нашего диалога. Автопроизводителей услышали в Кабинете министров. Но нужно понимать, что принятие концепции – это лишь первый шаг к разработке самой программы. Она только определяет сценарий реализации такой программы и является ее юридическим фундаментом.

Поэтому прямого влияния на производственные планы этот документ вряд ли окажет. Но однозначно обратит внимание потенциальных инвесторов в сторону нашей отрасли.

– А нас колько реальны цифры, которые заложены в концепции? Например, СМИ активно обсуждают стоимость создания украинского автомобиля. Согласно принятой концепции, только со стороны государства потребуются вложения на 35 млрд. грн. Нужны ли государству такие затраты и как они окупятся?

– Совершенно очевидно, что такие затраты государству не нужны. Я скажу больше, разработка и поставка на конвейер одной модели стоит намного дороже озвученной цифры. Ведь произвести автомобиль мало, его нужно вывести на рынок, его нужно продвигать на внешние рынки и это колоссальные затраты. Люди, близкие к теме автопроизводства, отлично понимают, что создание с нуля новой модели легкового автомобиля в современных условиях глобализации торговли без участия стратегического партнера нецелесообразно и малореально. Достаточно вспомнить пример по созданию гибридного автомобиля в соседнем с нами государстве. Даже наличие миллиардов у инициатора проекта это пока не удалось реализовать.

К сожалению, в обсуждениях принятой концепции все чаще появляются факты умышленного перекручивания ее содержания и смысла. В частности это касается тезиса о 35 млрд. грн. на разработку собственной модели, выдернутого из контекста определения оптимального варианта решения проблемы.

Дело в том, что методика разработки госконцепций предполагает демонстрацию нескольких вариантов решения определенной проблемы и выбора оптимального варианта.

Концепция программы развития легкового автомобилестроения демонстрирует три варианта решения проблемы, из которых один (на мой взгляд – третий вариант) может быть оптимальным как для производителей, так и для власти. Т. е. это прямое указание разработчикам проекта Программы ориентироваться именно на третий вариант. А этот вариант не предполагает выделения из бюджета 35 млрд. грн. на создание новой украинской модели легкового автомобиля.

– А почему третий вариант – оптимальный?

– Он наименее затратный для государства и может быть успешно реализован. Он предполагает объединение усилий исполнительной власти и бизнеса в деле создания благоприятных конкурентных условий для привлечения мировых автопроизводителей с целью локализации производства их продукции в Украине. Другими словами, никто не собирается изобретать велосипед. Цель другая – повысить конкурентоспособность Украины в области привлечения индустриальных инвестиций.

Финансирование этого варианта планируется осуществлять за счет привлечения инвестиций, собственных средств предприятий отрасли и других источников.

Что касается бюджетного финансирования, его предполагается направлять только на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и приведения нормативно-правовых актов в сфере технического регулирования автомобилестроительной отрасли в соответствие с требованиями международных и европейских стандартов. В свою очередь, расходы бюджета будут компенсироваться за счет увеличения налоговых поступлений от предприятий отрасли, которые благодаря реализации программных положений смогут увеличить объемы производства и занятости. Такой вариант будет выгоден всем: и автопроизводителям, и властям, и городам, где будут такие производства.

– А с помощью чего удастся добиться роста рынка? Ведь сегодня он демонстрирует отрицательную динамику.

– Например, с помощью программы льготного кредитования, бонусов за утилизацию и т. д. Государство должно стимулировать приобретать автомобили, изготовленные в Украине. Это и станет залогом восстановления производства. Сегодня никто не станет спорить, что посткризисный украинский авторынок переживает рецессию, которая, как один из негативных факторов, влияет и на внутреннее производство. Но системный кризис можно решить только системными мерами, которые имеют четко выраженную последовательность и сроки применения. Имея программу развития, не только производители но, и импортеры, и продавцы будут иметь четкие ориентиры, которые помогут им правильно планировать и вести бизнес.

Бессистемные инициативы приводят только к временным эффектам, при этом увеличивают степень нестабильности и непрогнозируемости развития рынка, что болезненно сказывается на работе всех, кто к нему причастен.

Не успели в прошлом году сделать первый шаг по защите внутреннего производителя, как уже начали раздаваться призывы все отменить. В таких условиях невозможно строить долгосрочные планы, а автомобилестроение – не может ориентироваться на краткосрочный период. Существует технологический процесс разработки, тестирования и пуска производства автомобиля.

Поэтому Программа развития автопрома – это не реанимационная мера для заводов, как спец. пошлина, это долгосрочная, понятная и предсказуемая политика государства, направленная на создание благоприятных конкурентных условий для привлечения стратегических индустриальных инвесторов, на локализацию и развитие в Украине производства продукции глобальных автопроизводителей, на развитие внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала страны.

– Но в тексте концепции не видно какие меры по стимулированию автолюбителей будут применены, так же как и не видно обязательств автопроизводителей за получаемую поддержку. Возможно это будет прописано в программе. В таком случае когда на Ваш взгляд ее актуальный проект можно будет увидеть?

– Действительно, что касается конкретизации мер, ответственности, расчета объемов и источников финансирования, то это является, согласно Закону о государственных целевых программах, предметом проекта государственной целевой программы, но не концепции. Будем надеяться, что разработка и согласование проекта программы не займет больше шести месяцев. По крайней мере, Ассоциация будет делать все возможное, чтобы этот процесс не затягивался. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version