РЦПКБ “Стапель” разработало проект земснаряда для разработки песчаных, песчано-гравийных и гравийных карьеров методом гидроразмыва с эжектированием, добычи инертных материалов с транспортированием материала по пульпопроводу к картам намыва или сортировочно-обогатительным установкам.
Тип земснаряда – плавучий, несамоходный, дизельный, сборно-разборный земснаряд с гидроразмывом и эжектированием производительностью по воде 3000 куб. м/ч.
Судно эксплуатируется в соответствии с классом, в бассейнах разряда “О” в навигационный период, при температуре окружающей среды от -5 до +35 град. С. Предполагаемое место эксплуатации – р. Кама, карьеры, водохранилища.
Земснаряд состоит из семи понтонов. Соединение понтонов между собой болтовое. Габариты каждого понтона позволяют транспортировать его авто или ж/д транспортом.
Для перемещения земснаряда и удержания на точке выполнения работы в процессе разработки грунта, предусмотрено папильонажное устройство – папильонажные лебедки тяговым усилием 5,0 т, папильонажные канаты, якоря Холла К1000 массой 1000 кг.
Для возможности швартовки и буксировки земснаряд оборудован шестью двухтумбовыми кнехтами. Для буксировки земснаряда в носовой и кормовой оконечностях предусмотрены буксирные битенги.
Спасательные средства представлены спасательным плотом, спасательными кругами и спасательными жилетами.
Для несения сигнально-отличительных фонарей на крыше рубки управления установлена съемная стойка. На палубе центрального понтона и на палубе рубки 1-го яруса, по Пр.Б и ЛБ установлены четыре съемные стойки для несения круговых красных и зеленых сигнальных фонарей.
На судне предусмотрен комплект пожарного, навигационного и аварийного снабжения, в соответствии с требованиями правил.
Грузовое устройство земснаряда представлено съемным судовым краном SWL 3,0/5,5, грузоподъемностью 3,0 т, с максимальным вылетом 5,5 м.
Всасывающий грунтопровод земснаряда расположен в прочной раме ферменной конструкции, что обеспечивает необходимую прочность при восприятии различных нагрузок от удара об грунт или обвала грунта, передачи нагрузок на корпус земснаряда.
Подъем и опускание рамы грунтозаборного устройства осуществляется рамоподъемной лебедкой тяговым усилием 5,0 т. Для уменьшения тягового усилия, мощности, габаритов рамоподъемной лебедки, на стреле и раме установлено по два блока, образуя 3-кратный полиспаст.
Для возможности подъема грунта с глубины 14,0-30,0 м, а также для создания дополнительного подпора, земснаряд оборудован системой эжектирования, а грунтоприемник – соплом эжектирования, позволяющим вести разработку грунта с насышенностью пульпы 15%.
Для разрыхления грунта грунтоприемник оборудован коллектором с четыремя соплами гидроразмыва.
Рабочая вода для эжектирования и гидроразмыва подается от дизель-насосного агрегата (ДНА), расположенного на палубе соединительного моста.
Для забора грунта и его направления на плавучий пульпопровод, в машинном отделении устанавливается грунтовый насос ГрУТ3000/72, производительностью по воде 3000 куб. м/ч, напором 72 м, с дизельным приводом.
Судовая энергетическая установка состоит из приводного двигателя С-32 DITA мощностью 970 кВт, жестко сцепленного с нереверсивным редуктором ZF W5350.
Основным родом тока на земснаряде предусматривается переменный трехфазный ток напряжением 380 В, частотой 50 Гц.
Основным источником электроэнергии переменного тока является дизель-генератор ДГС-150 с синхронным генератором трехфазного тока номинальной мощностью 150 кВт, напряжением 380 В, 50 Гц.
В качестве аварийного источника электроэнергии предусмотрены две аккумуляторные батареи 6СТ-44L, емкостью 44 Ач и напряжением 12 В каждая для питания потребителей напряжением 24 В. Для питания сети аварийного освещения установлена отдельная аварийная аккумуляторная батарея.
Кроме этого, проектом предусмотрен прием энергии с берега через щит питания.
Для обеспечения двухсторонней радиосвязи с береговыми радиостанциями и проходящими судами на земснаряде установлена УКВ радиотелефонная станция “Гранит2Р-24”. Для связи рубки управления с машинным отделением предусмотрены безбатарейные телефоны парной связи SST-120.
Проект выполнен в соответствии с Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания РРР, 2008 г. и Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, 2012 г. (ОАО “РЦПКБ “Стапель”/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)