Машиностроение Украины и мира

Украина: будут ли продавать ОАО «Турбоатом»?

Кабинет министров завяз во внутренней дискуссии – стоит ли продавать харьковский завод “Турбоатом”, одно из немногих стабильно прибыльных предприятий, находящихся в государственной собственности? И пока одна рука в правительстве готовит приватизацию предприятия, другая спускает процесс на тормозах.

Фонд госимущества прилежно перенес “Турбоатом”, которому в январе исполнилось 80 лет, в план приватизации на 2014 г. Ведь это одна из голубых фишек, сыграв которой можно хотя бы попытаться выполнить годовое задание по наполнению бюджета. От ФГИ в текущем году требуется продать активов на 17 млрд. грн. Это малореальный показатель. Хотя ушедшие с молотка 75,22% акций “Турбоатома”, принадлежащие сейчас государству, могли бы закрыть эту статью как минимум на 20-30%.

Согласно заверениям главы Фонда госимущества, потенциальные покупатели оценивают сейчас этот пакет в $600 млн. Тогда как в 2010 г. озвучиваемая цена была в полтора раза меньше. Впрочем, за указанный период “Турбоатом” увеличил доходность почти в три раза, а прибыльность – вдвое. При этом нынешний объем заказов предприятия дает предпосылки для дальнейшего роста. Такой прогресс в инвестиционной привлекательности актива не может не радовать чиновников. Но, с другой стороны, он регулярно ставит ребром сакраментальный вопрос о курице, несущей золотые яйца.

На всякий случай ФГИ избрал осторожную тактику. Торги по “Турбоатому” поставлены в календаре аж на декабрь. Будет в бюджете зияющая пустота – придется продавать. Если окажется не все голым голо, можно продажу снова передвинуть на следующий год. В любом случае фонд будет ждать отмашку из Кабмина. Однако там мнения, как уже не раз случалось, разделились. Одна из групп готова выставить на продажу “Турбоатом”, рассматривая эту сделку как кирпич в укрепление экономических связей с Москвой. Вторая выступает за сохранение статус-кво. Там есть определенные планы по развитию проектов в тепловой и гидроэнергетике, где оборудованию “Турбоатома” отводится не последняя роль. А для этого на харьковском заводе желательно иметь лояльный топ-менеджмент. Такой, как сегодня.

Именно они приехали 6 февраля в Харьков, чтобы поздравить коллектив “Турбоатома” с 80-летием и вручить юбилярам правительственные награды и отличия. После торжеств, отвечая на вопросы, Ю. Бойко отметил, что правительство не будет спешить с приватизацией успешного машиностроительного предприятия. “Сегодня, честно говоря, я не вижу смысла продавать такой прибыльно работающий завод, который и так обеспечивает 6 тыс. рабочих мест, постоянно модернизируется и инвестирует собственные средства”, – сказал он. По его словам, сейчас не начата даже процедура экспертной оценки активов “Турбоатома”. Но с учетом тех прибылей, которые в последние годы дает завод, стоить он, по мнению Юрия Бойко, должен значительную сумму денег.

По мнению начальника департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites Евгения Тимошенко, озвученная цена в $600 млн. за 75% акций “Турбоатома” вполне справедлива с учетом мультипликаторов для международных машиностроителей аналогичного профиля. В 2013 г. предприятие получило $226 млн. выручки и $68,5 млн. чистой прибыли. “Но по рентабельности оно проигрывает иностранным машиностроительным холдингам, а доля основных средств в общей структуре баланса “Турбоатома” упала с 2008 г. в два раза”, – обращает внимание Евгений Тимошенко. И добавляет, что потенциал прироста выручки завода за счет внутренних заказов скоро исчерпается. На внешних же рынках, в том числе и базовом для предприятия – российском, производителю-одиночке будет достаточно сложно работать. Опыт украинских трубников и вагоностроителей показывает, что потерять рынок в России можно по одному мановению пера.

Для “Турбоатома” такая утрата была бы невосполнимой. Если проанализировать его контракты за прошлый год, то из 11 поставленных заказчикам турбин (как паровых, так и гидравлических) 7 разошлось по Украине, 3 отправлено в Россию, 1 – в Казахстан. Среди покупателей запчастей и оборудования доминировали опять же украинские и российские электростанции. Из свежих контрактов с РФ можно выделить заказы на паротурбинную установку для АЭС в Димитровграде и на 6 конденсаторов турбин мощностью 1000 МВт для российских АЭС. Два таких конденсатора (для Калининской и Балаковской АЭС) уже выпущены. По словам генерального директора “Турбоатома” Виктора Субботина, на конденсаторах завод сможет заработать более $100 млн. Приблизительно в такую же сумму оценивает он и портфель актуальных контрактов с компанией “Русгидро”, управляющей российской гидроэнергетикой. В Казахстане основной фронт работ сосредоточен на реконструкции турбинного оборудования Экибастузской ГРЭС-1. Но готовится контракт и на изготовления оборудования для Шандолинской ГРЭС.

Вместе с тем в структуре сбыта “Турбоатома” постепенно растет роль внутреннего рынка и сейчас уже установился примерный паритет между ним и экспортными отгрузками: половина продукции идет туда, половина – сюда. “В последний год очень выросли объемы заказов в Украине. Завод проводит модернизацию гидростанций Украины, на сегодня в производстве – девять турбин. Также в производстве – две гидротурбины Днестровской ГАЭС, крупнейшей в Европе, – рассказывал в августе прошлого года Виктор Субботин, отчитываясь в ФГИ за промежуточные итоги работы предприятия. – В Украине начата активная модернизация паровых станций с турбинами мощностью 150, 200, 300 МВт. Эта работа обеспечит жизнедеятельность энергетических мощностей страны на ближайшие двадцать лет и серьезно загрузит “Турбоатом” на ближайшие десять лет”.

Уже в 2014 г. харьковский завод собирается пересечь отметку в 2 млрд. грн. по объемам реализации. В 2013 г. чуть не дотянули. Этот показатель составил 1924,5 млн. грн. Производительность завод планирует увеличить за счет реконструкции сборочного цеха, вследствие чего предприятие сможет собирать по две турбины на 1000 МВт в год. На модернизацию в основном тратятся собственные средства завода. В текущем году, в частности, на эти цели предусмотрено выделить 280 млн. грн. Еще порядка 100 млн. грн. “Турбоатом” готов отдать государству в качестве дивидендов. План по прибыли установлен правительством для завода на уровне 380 млн. грн. Но это очень сдержанный прогноз. В прошлом году заводу ставили задание получить 351 млн. грн. прибыли, а он перекрыл этот план на 233 млн. грн.

Хотя миноритарных акционеров “Турбоатома” эти цифры не сильно греют. Ведь на руки дивиденды последний раз они получали лишь по итогам 2010 г. Позже на предприятии просто не проводились собрания акционеров, на которых были бы утверждены пропорции дележа прибылей. Причем государство долю от заработков завода регулярно получает – оно не в накладе. Без дивидендов третий год сидят кипрская компания Linfot Limited, представляющая интересы группы “Энергетический стандарт” Константина Григоришина (владеет около 15% акций “Турбоатома”), и российский холдинг “Силовые машины” (около 5%). Они как раз и являются наиболее активными сторонниками и даже лоббистами приватизации харьковского предприятия.

Впервые всерьез о переходе его в частные руки заговорили еще в прошлом десятилетии. Тогда “Турбоатом” даже стал одним из многих яблок раздора между командами президента Ющенко и премьера Тимошенко. Последняя готова была продать завод Григоришину. Но не успела. Теперь, когда актив заметно подорожал, а Григоришин, наоборот, несколько утратил вес в отечественном бизнесе, его “Энергостандарт” уже не выглядит таким непререкаемым фаворитом потенциальных приватизационных торгов. Однако вполне подходит на роль ценного союзника более мощных покупателей. Он лучше любого другого знаком с ситуацией дел на заводе и все еще продолжает контролировать некоторые из каналов сбыта.

Но и “Силовые машины” Алексея Мордашова (один из главных конкурентов “Турбоатома” в СНГ), и казенный “Росатом” (один из главных его заказчиков) к покупке “Турбоатома” всегда готовы. Они подтверждали эту заинтересованность неоднократно. “Мы считаем наиболее вероятным вариант, когда завод купит украинская компания при поддержке российского капитала. Такая схема решает сразу три вопроса: 1) минимизует социальное напряжение от факта продажи госактива иностранцам; 2) дает хорошую цену; 3) гарантирует существенный портфель заказов, – рассуждает Евгений Тимошенко из МЮФ Integrites. – Мы видим дальнейшую судьбу “Турбоатома” только в составе большой машиностроительной корпорации, а европейские компании, вроде Siemens и Alstom, сейчас не готовы напрямую заходить в украинские активы”. Кстати, делегаты от “Росатома” были замечены и на торжествах по поводу 80-летия завода в Харькове. А вот “Силовых машин” – нет. Может, совпадение?

С другой стороны, бывший глава Фонда госимущества Украины Александр Бондарь считает, что в текущем году пытаться искать серьезных инвесторов для таких стратегических предприятий, как “Турбоатом”, тщетно. По его словам, это предвыборный год, политическая ситуация в стране нестабильная, в таких условиях никто не захочет рисковать своими деньгами, поэтому шансов продать завод за справедливую цену сегодня нет. Получается, что нынешние разброд и шатания во власти только на руку руководству “Турбоатома”, которому новые собственники тоже ни к чему. Виктор Субботин заинтересован в успешной работе и больших оборотах завода, пожалуй, больше, чем любой приходящий частный хозяин. Ведь от этого напрямую зависит финансовое самочувствие харьковского “Мегабанка”, принадлежащего ему лично. Субботин опосредованно контролирует 55% данного банка, а “Турбоатом” является столбовым клиентом последнего. Что ж, в прошлом году “Мегабанк” в накладе не остался, увеличив прибыль в 10 раз (до 20 млн. грн.), а чистый процентный доход – на треть (до 149 млн. грн.). Без турбоатомской лепты тут никак не обошлось. (МинПром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version