Машиностроение Украины и мира

СНГ: Россия хочет сама производить украинские самолеты Ан-124

Минпромторг РФ поставил задачу проработать альтернативные варианты на случай отказа от сотрудничества украинского авиапрома с российскими предприятиями. Об этом сообщил гендиректор ульяновского самолетостроительного завода ЗАО “Авиастар-СП” Сергей Дементьев, отвечая на вопрос о вероятности срыва проекта возобновления производства самолета Ан‑124 “Руслан” в новой генерации из-за событий в Украине.

“Такая задача поставлена, в Минпромторге состоялось совещание на эту тему, будет выработан ряд комплексных мер. Это касается и поставок комплектующих для авиации и авиапрома, в том числе для вертолетов. Но все заменить невозможно. Мы не хотим связывать политическую ситуацию со стабильной работой украинских и российских предприятий, хочется, чтобы это решалось как-то благоразумно. И не хотелось бы тратить огромные средства на освоение производства тех деталей, которые сегодня создаются за рубежом”, – сказал гендиректор. Он считает, что в случае самого неблагоприятного развития событий и отказа Украины от сотрудничества по проекту возможно и самостоятельное его развитие: “Россия также обладает всеми правами на техдокументацию Ан-124, имеет учтенный комплект конструкторской документации, и с точки зрения сопровождения проблем не будет”.

Ранее губернатор региона Сергей Морозов сказал, что “новый “Руслан” востребован, и что возобновление его производства должно состояться”, “но как теперь это сделать, наверное, пока никто не знает”. “Но, учитывая уникальность Ан-124, не сомневаюсь в возникновении заинтересованности других партнеров”, – сказал губернатор.

В декабре 2013 г. среди 14 документов, подписанных по итогам российско-украинской межгосударственной комиссии, значится соглашение о реализации мер господдержки возобновления серийного производства Ан-124. Заявлялось, что “производство будет запушено в самое ближайшее время” (по мнению специалистов до первого опытного самолета новой генерации пройдет не менее четырех лет). По оценкам Ernst & Young, на подготовку возобновления производства Ан-124 требуется около 4 млрд. руб., по оценкам ОАК, со стоимостью всех НИОКР – 20-30 млрд. руб. Согласно госпрограмме развития авиапрома РФ на 2013-2025 гг., планировалось в 2012-2030 гг. выпустить 45 новых военных и коммерческих самолетов Ан-123-300.

В Минпромторге на запрос ответили, что пока не могут раскрывать детали ведущихся обсуждений.

В группе компаний “Волга-Днепр” (эксплуатирует Ан-124, является инициатором возобновления производства “Русланов”) от официальных комментариев отказались, однако источник, близкий к руководству группы компаний, пояснил, что “если захотеть, то можно возобновить производство и без Украины”. “Самолет разрабатывался по заказу правительства Советского Союза, ему же принадлежат и результаты работы всех конструкторских коллективов. И в этом ответ. То есть в принципе – возможно. Но в реальности трудно, потому что когда делили имущество СССР на части, разделили дома и деньги, а интеллектуальную собственность забыли”, – пояснил собеседник.

В ГП “Антонов” от комментариев отказались, но отметили, что “в ближайшее время официальный комментарий компании о перспективах дальнейшего сотрудничества с Россией будет подготовлен”. При этом в компании заметили, что еще в конце августа минувшего года генеральный конструктор компании “Антонов” Дмитрий Кива заявлял, что самостоятельно заниматься самолетом Ан-124 без Украины невозможно: “Вся документация у нас, и к тому же это не по правилам. Интегратор самолета – “Антонов”. Мы никому не доверяем интегрировать, потому что от этого зависит безопасность полетов, надежность самолета”. “Мы хотели бы сохранить все связи и договоры с партнерами, хотя многое зависит от политической ситуации. Но если бы какая-то страна приняла решение производить самолет “Боинг” или “Эрбас” без компании-разработчика, то это стало бы поводом для международного скандала”, – заметил представитель в украинском авиапроме.

“Возобновление строительства Ан-124 без участия “Антонова” невозможно с юридической точки зрения и проблематично – с технологической – все-таки все компетенции находятся там. Придется фактически создавать совершенно новый самолет, но готовы ли мы к таким огромным инвестициям, сомневаюсь, особенно если учесть, что потребуется всего лишь несколько десятков”, – говорит редактор отраслевого портала “Авиа.ru” Роман Гусаров. По его мнению, Россия сможет самостоятельно заниматься модернизацией “Руслана” для Минобороны, “но и здесь возникнет проблема, поскольку двигатели производятся в Запорожье, и альтернативы им нет”. “Вопрос сегодня стоит так: готова ли Украина продолжать жить в кооперации с Россией вне западных блоков, или она вступает в НАТО, тогда ни о каких проектах для Минобороны не может быть речи, и первыми жертвами станут Ан-70 и Ан-124”, – сказал эксперт. (Trans-port.com.ua/ Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version