Компания Boeing работает над двумя системами для самолетов семейства 737NG, предназначенными для предупреждения выкатываний за пределы ВПП. Этим летом для эксплуатантов будет доступна система, которая выводит на основной полетный дисплей cинтезированное изображение вектора траектории полета, изображение краев ВПП и центральной линии, а также отображает указатели, которые после касания ВПП показывают, сколько тысяч футов остается до конца полосы.
Другая система вычисляет энергию самолета и предупреждает о возможном выкатывании еще при заходе на посадку, предлает экипажу уйти на второй круг и выдает предупреждение об экстренном торможении после посадки. Эта система будет доступна для установки на новые самолеты и переоборудования уже эксплуатируемых машин в конце 2015г. Стоимость установки этих систем Boeing пока не называет, но вполне можно ожидать, что провайдеры услуг по ТОиР получат большое количество заказов на их установку.
Обе системы призваны бороться с выкатываниями за пределы ВПП и отклонениями от курса, в мире подобные события за последние годы в среднем происходят два раза в неделю. Проведенный ICAO анализ инцидентов, который будет опубликован в начале апреля, показывает, что 62% из произошедших в прошлом году 90 инцидентов связаны с происшествиями на ВПП, тогда как в 2012 г. эта доля составляла 43%, а в 2011 г. – 45%. Причем из всех происшествий на ВПП выкатывания представляют наибольшую опасность.
Компания Airbus уже предлагает систему защиты от выкатываний для самолетов A380 и A320, которая основана на вычислении энергии самолета и выдает звуковые и визуальные предупреждения на проекционный дисплей и на основной полетный дисплей, сообщая об имеющемся запасе длины ВПП и предлагая при необходимости активировать максимальное торможение и реверс тяги двигателей. Наряду с распространением этих опций на A330 и A350 компания Airbus изучает ряд продвинутых технологий, включая систему предупреждения об условиях на ВПП в режиме реального времени. (“Авиатранспортное обозрение”/Машиностроение Украины и мира)