Машиностроение Украины и мира

Украина: будущее автомобильного рынка

На круглом столе, который по случаю церемонии “Автомобиль года”, собрал крупнейших автомобильных импортеров и производителей страны, обсуждалась ситуация, сложившаяся на авторынке Украины. Обеспокоенность операторов рынка вызвана не только колебаниями курса гривны и общей нестабильностью. Главные вопросы: когда окончится стагнация рынка, а государство перестанет (хотя бы) мешать вести бизнес. А преамбулой к такой постановке вопроса стала ситуация вокруг корпорации “Богдан”.

Как сообщил вице-президент “УкрАвто” Вахтанг Васадзе, в 2013 г. вторичный рынок перепродаж вырос на 22% – с 484 тыс. до 568 тыс. подержанных автомобилей. А средний возраст авто опять вырос до 18-19 лет.

Что касается потенциала украинского рынка новых автомобилей, не смотря на то, что ВВП практически не растет, рынок не сжался до кризисного уровня 2009 г. По мнению Васадзе, европейский рынок больше расти не будет. Он уже вырос, и станет меняться только качественно. А украинский рынок, если у нас начнет расти ВВП, может достичь объема в 500 тыс. автомобилей. Однако, сегодня ситуация сложная. На повестке дня “УкрАвто” – закрытие дилерских предприятий. Хотя, “УкрАвто” – самый крупный украинский импортер. Но и крупным операторам непросто дался 2013 г.

Что касается Запорожского автомобилестроительного завода, корпорация изо всех сил стремится сохранить на нем рабочие места. Но при финансировании производства под 12%, автомобили украинского производства вряд ли выйдут на рынок ЕЭС. Отечественные авто сильно отстают от европейских требований. Поэтому, ЗАЗ импортирует в 2014 г. 8 тыс. SKD-машинокомплектов по соглашению с General Motors (речь идет о Lanos) в Египет, 4 тыс. авто – в Казахстан и 4 тыс. – в Узбекистан. Сейчас в “УкрАвто” ожидают, когда в середине года в России стабилизируются цены в связи с обязательствами платить утилизационный сбор и российским автозаводам, чтобы опять начать продавать там “ЗАЗы”. По словам Вахтанга Васадзе, у “УкрАвто” для этого уже есть склад автомобилей.

Но пока с начала года цены на авто российского производства не позволяют ЗАЗу вернуться на рынок РФ.

По мнению генерального директора ВААИД Олега Назаренко, в сложившейся ситуации продавцов автомобилей сможет подержать трейд-ин и возобновление кредитования.

Но если трейд-ин еще можно рассматривать, как поддерживающий бизнес, в связи с ростом вторичного рынка, то надежды на целительную (для рынка) силу кредитования, при нынешних условиях, практически нет.

Как сообщила аналитик “Креди Агриколь Банк” Галина Жукова, пока не улучшится общая ситуация в стране, перспективы снижения ставок по автомобильным кредитам нет. Наоборот, не исключено, что они будут даже повышаться. Ставки по кредитам могут быть снижены только тогда, отметила Жукова, когда будут снижены ставки по депозитам.

Есть мнение и о том, что рост рынка прекратился, поскольку покупателей, якобы, разбаловали скидками. Его высказал Андрей Длигач из Advanter Group. По его мнению, скидки не увеличивают количества покупателей. А значит, приводят не к увеличению рынка, а к уменьшению заработка продавцов.

Еще один фактор, негативно влияющий на рост рынка, новых автомобилей, сообщил Длигач, – цикл обновления авто. В связи с нестабильной экономической ситуацией, он вырос с 5 до 7,5 лет. А время принятия решения при выборе и покупке авто возросло с 5 до 10,5 месяца.

Судя по всему, сложившаяся на рынке непростая ситуация стала поводом подумать об объединении усилий производителей и импортеров. Во всяком случае, на Круглом столе речь больше шла о том, что можно сделать совместно, а не о “перетягивании одеяла” и обоюдных обвинениях, которые раньше обычно сопровождали подобные совместные встречи.

По этому поводу первый вице-президент “ВиДи Груп” Артем Ткаченко отметил, что он впервые заметил низкий градус дискуссии между импортерами и производителями. Это говорит о том, что у бизнеса общие проблемы и надо искать механизмы выхода из ситуации.

По мнению Олега Назаренко, автомобильное производство в Украине не будет расти, пока не прекратятся государственные поборы с бизнеса. От них страдают и производители, и импортеры. Государство, сказал Олег Назаренко, должно помогать автопрому не за счет импортеров, а ускоренной амортизацией, льготами и кредитами. Покупкой за бюджетные деньги отечественных автомобилей, а не льготами чиновникам на покупку иномарок. Тогда места на отечественно авторынке хватит всем – и импортерам, и производителям.

По мнению председателя правления “Атолл Холдинг” Олега Боярина, величина авторынка зависит, в первую очередь, от платежеспособности населения. У нас и так автомобили дешевле, чем в европейских странах и украинский рынок падает потому, что у людей стало меньше денег и сокращаются рабочие места. Кроме того, постоянные проверки мешают вести бизнес. Как сообщил Боярин, по его мнению, украинский автомобильный рынок, при благоприятных условиях вполне может иметь объем 800 тыс., а то и 1 млн. автомобилей.

С тем, что ограничение продаж напрямую связано и в первую очередь вызвано низкой платежеспособностью населения, согласен и заместитель председателя правления Корпорации “УкрАвто” по производству Олег Папашев. И производители, по его словам, совсем не против импортеров. Они за создание условий, когда производить автомобили в Украине будет выгодно. Что касается цен на автомобили, то их, как сообщил Папашев, диктует – Его величество рынок.

Как сообщил Артем Ткаченко, по его мнению, дело не только в низком уровне доходов населения. В 2008 г., покупательская способность украинских граждан явно не была лучше, чем сейчас. Но сейчас у людей нет веры в то, что наша экономика и страна будут развиваться. Когда это произойдет, улучшатся и потребительские настроения. И украинский рынок в обозримой перспективе сможет достичь объема в 500-600 тыс. автомобилей. Но сейчас прогнозировать поведение рынка больше, чем на 3 месяца нельзя. Машины, по “старым ценам”, считает Ткаченко, закончатся очень быстро. Этому будут способствовать окончание сроков депозитов у граждан и ограничения на покупку валюты. И такая ситуация станет еще одним толчком к оживлению рынка. Но только на 1-2 месяца.

Несмотря на сложную ситуацию, оптимизма полны импортеры французских автомобилей. Как сообщил директор “Ситроен Украина” Лоик Сибрак, он уже “договорился” с коллегами из Peugeot и Renault о том, что вторая половина года будет более успешной для автобизнеса.

К сожалению, Круглый стол не окончился на такой оптимистической ноте. Олег Боярин сообщил, что лично он думает сейчас не о доле рынка и не об объемах продаж, а о том, сколько предприятий придется закрыть и сколько людей уволить, если ситуация не улучшиться. А первыми шагами для ее улучшения или хотя бы стабилизации, может стать совместное обсуждение проблем, которые объединяют импортеров и производителей и договориться об общих правилах игры. Сейчас, сказал Боярин, чтобы исправить положение дел, надо совместно решать вопросы.

К сожалению, призывы к объединению (причем с обеих сторон), прозвучавшие на круглом столе, не реализовались даже в совместное коммюнике или, хотя бы, в договор о намерениях это сделать. Не были определены и конкретные шаги по спасению отечественного автомобильного рынка. Хотя, ситуация в стране, каждый день диктует сегодня для этого новые и все более жесткие условия. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)

 

Exit mobile version