В 2013 г. наибольший рост продаж новых легковых автомобилей наблюдался в Китае и США. За исключением Китая, в других странах БРИК было зафиксировано падение продаж автомобилей по итогам года.
США и Китай – локомотивы роста в 2013 г.
В 2013 г. наибольший рост продаж новых легковых автомобилей наблюдался в Китае (15,7%), который по-прежнему остается крупнейшим авторынком мира, и США (7,6%). За исключением Китая, в других странах БРИК было зафиксировано падение продаж автомобилей по итогам года – на 3,4% в Бразилии и 10% в Индии. В России же продажи сократились на 5,5% в штучном выражении и 3% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом, что связано с негативным макроэкономическим фоном.
Рост продаж новых автомобилей в США на 8% в 2013 г. стал результатом улучшающейся экономической обстановки, снижающейся безработицы, предложением новых моделей на рынке, а также следствием удовлетворения отложенного спроса.
В 2013 г. Китай вновь стал крупнейшим авторынком мира. Среди основных факторов, поддерживающих рост продаж, можно отметить устойчивый экономический рост во внутренних районах Китая и стимулирующие меры государства.
А что же другие страны БРИК?
В остальных странах БРИК продажи в 2013 г. снизились. В Бразилии продажи сдерживаются увеличившимися процентными ставками, высокой инфляцией и растущей задолженностью населения.
На снижение потребительского спроса в Индии также повлияли высокая инфляция и процентные ставки и растущие цены на топливо. Спад продаж в России отчасти объясняется неопределенностью в экономике.
Результаты продаж новых легковых автомобилей в России в 2013 г.
После 3 лет двузначных показателей роста в 2013 г. на авторынке произошел спад. Продажи упали на 5,5% в штучном выражении и на 3% в денежном выражении по сравнению с 2012 г.
Иномарки российского производства стали единственной сектором, в котором произошел рост продаж. По результатам 2013 г. доля продаж иномарок российского производства выросла до 50% всех продаж новых легковых автомобилей в России. Данная динамика в значительной степени объясняется перераспределением продаж вследствие сокращения импорта иномарок.
Снижение продаж автомобилей отечественных брэндов связано с происходящей модернизацией и обновлением модельного ряда на заводе “АвтоВАЗ”.
Категории легковых автомобилей | Продажи, тыс. шт. | Продажи, млрд. $ | ||||
янв.-дек. 2013 г. | янв.-дек. 2012 г. | изменение, % | янв.-дек. 2013 г. | янв.-дек. 2012 г. | изменение, % | |
Российские брэнды | 487 | 580 | -16 | 5,9 | 6,7 | -12 |
Иномарки российского производства | 1310 | 1205 | +9 | 34,6 | 30,9 | +12 |
Импорт новых автомобилей | 813² | 975 | -17 | 28,5 | 33,4 | -15 |
Всего | 2610 | 2760 | -5,5 | 69 | 71 | -3 |
Источник: АЕБ, Автостат, PwC
Несмотря на то, что по результатам 2013 г. рынок ушел в минус, с середины года наблюдаются некоторые признаки стабилизации, во многом благодаря программе льготного кредитования.
Поддержку рынку оказывают растущие продажи внедорожников, премиальных брэндов, корейских и китайских брэндов, в то время как продажи АвтоВАЗа и в целом сегмента недорогих автомобилей снижаются.
Среди факторов, негативно повлиявших на динамику продаж в 2013 г., – нестабильная экономическая ситуация, снижение потребительской уверенности и снижение спроса в сегменте бюджетных автомобилей.
В 2013 г. наблюдается в целом негативный макроэкономический фон (снижение темпов роста экономики, снижение курса рубля к евро и доллару, сокращение бюджетных расходов и т. п.).
В связи с этим снижается уровень уверенности потребителей и, соответственно, уровень потребления. Не способствует увеличению продаж и уменьшение количества специальных предложений от дилеров (меньше стоков – меньше скидок). При этом необходимо учитывать, что в 2012 г. значительные скидки способствовали перегреву рынка.
Сложная ситуация в сегменте бюджетных автомобилей негативно сказывается на продажах таких брэндов, как АвтоВАЗ, Chevrolet, Daewoo, Ford и некоторых других.
Устойчивость к изменениям в экономике демонстрирует вторичный рынок. В 2013 г. продажи автомобилей с пробегом выросли на 4% до 5,6 млн. ед. по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на то, что доля официальных дилеров в этом сегменте на сегодняшний день составляет всего лишь 4% по стране, этот рынок является одним из наиболее перспективных, и программы trade-in набирают все большую популярность.
Прогноз развития рынка новых легковых автомобилей в России на 2014 г.
Негативный макроэкономический фон и умеренно-пессимистические настроения потребителей будут сдерживать продажи новых легковых автомобилей в 2014 г.
2013 г. (факт) | 2014 г. (прогноз) | |
Российские автомобили | 487 | 460 (-6%) |
Иномарки российского производства | 1310 | 1360 (+4%) |
Импорт новых автомобилей | 813 | 720 (-12%) |
Рынок в целом | 2610 | 2540 (-3%) |
Факторы, сдерживающие рост рынка:
– возможное повышение стоимости автомобилей;
– ожидаемый рост цен на топливо вследствие повышения налога на добычу полезных ископаемых, повышения акцизов на топливо и общемировое подорожание нефти;
– валютные колебания;
– сокращение государственных расходов и инвестиций.
Факторы, способствующие росту рынка: выход на российский авторынок новых моделей в массовом сегменте. (PricewaterhouseCoopers/Ugmk.info/Машиностроение Украины и мира)