Машиностроение Украины и мира

Россия: поставлен рекорд оружейного экспорта – $13,2 млрд.

Поставлен рекорд оружейного экспорта из России – $13,2 млрд. В различные страны были поставлены новейшие образцы военной техники: танки Т-90С, зенитные ракетно-пушечные комплексы “Панцирь-С1”, самые мощные в мире С-300ПМУ-2 “Фаворит”, бронемашины “Тигр”, противокорабельные ракеты Х-35Э “Уран”, десантные катера “Мурена”, вертолеты Ми-28НЭ “Ночной охотник” и различные версии Ми-17, а также многое другое.

Традиционными и наиболее крупными покупателями являются Индия, Китай, страны Африки и Юго-Восточной Азии. Очень динамично развивается военно-техническое сотрудничество практически со всеми странами Латинской Америки. За минувшие семь лет экспорт российского оружия в Западное полушарие принес в казну более $10 млрд.

О перспективе торговли оружием со странами, считавшимися чуть ли не вотчиной США, рассказал начальник департамента международного сотрудничества госкорпорации “Ростех” и советник гендиректора “Рособоронэкспорта” Сергей Гореславский.

– По мнению экспертов, во многом благодаря именно его высокому профессионализму Россия завоевала серьезные позиции на оружейном рынке Западного полушария. Рекордными темпами идет торговля оружием с Латинской Америкой. На какое вооружение там особый спрос?

– Да, в целом по региону цифра продаж ориентировочно составила около $1,5 млрд. Мы смогли подписать контракт с Перу на поставку в эту страну 24 вертолетов Ми-171Ш. Для его заключения потребовалось более двух лет очень напряженной работы. В ней участвовали представители и “Рособоронэкспорта”, и “Ростеха”, совместно с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, МИД и Министерства обороны. Битва была нешуточной. По нашей информации, даже на завершающем этапе, когда контракт был практически согласован, французы предприняли очень серьезные попытки убедить руководство Вооруженных сил Перу в том, что для них будет более предпочтителен их вертолет Cougar. Тем не менее было принято решение в пользу России. Во-первых, в силу высоких потребительских качеств нашей техники. Во вторых, благодаря предложенной оффсетной программе. Я считаю это большим успехом для российской вертолетной отрасли.

– Что такое оффсетная программа?

– Прежде всего, мы создаем крупный сервисный центр по обслуживанию и ремонту, в том числе капитальному, вертолетной техники. Это значительно повысит качество эксплуатации и, соответственно, надежность наших вертолетов. Всего различных винтокрылых машин российского производства в Перу работает более сотни. Основные их эксплуатанты – военные. Вертолеты активно используются в борьбе с последствиями стихийных бедствий, борьбе с наркотрафиком, и террористическими группами. Наши “Ми” очень хорошо показали себя в труднодоступных горных районах страны.

Бытовало мнение, что советское вооружение в Западном полушарии было только на Кубе, и поставлялось оно туда бесплатно. Для многих стало откровением, что в армии Перу с семидесятых годов ХХ века есть танки, самолеты, вертолеты, средства ПВО советского и российского производства. Универсальные многоцелевые автомобили очень популярны во многих странах Латинской Америки – именно как военные грузовики. Вертолеты давно служат в Никарагуа, Колумбии и Мексике.

– Как еще в советское время удалось проникнуть на закрытый ранее рынок оружия?

– Действительно, первой была Куба. Далее – Перу, где в 1968 г. в результате военного переворота, к власти пришло по тогдашней терминологии “прогрессивное военное правительство” во главе с Веласко Альварадо. Был взят курс на диверсификацию закупок вооружения. То есть наряду с традиционными поставщиками из США и Западной Европы на рынке этой страны появились и представители СССР.

В течение 1970-1980-х годов в Перу было поставлено большое количество советского вооружения: авиационного, бронетанкового, стрелкового, систем ПВО. В целом, по нашим оценкам, на более чем $1 млрд., что явилось настоящим прорывом на латиноамериканский рынок.

В 1990-х годах большую партию вертолетов Ми-17 закупила Колумбия. Они оказались наиболее оптимальными для борьбы с местными наркобаронами и их военизированными группировками. Одновременно Мексика приобрела большое количество Ми-17. В настоящее время в Латинской Америке эксплуатируется, в основном Вооруженными силами, около четырехсот вертолетов Ми-17 различных модификаций.

В последние годы большой интерес к российским вертолетам проявляет Бразилия. Туда уже поставлены боевые Ми-35М и гражданские версии Ми-17. Бразилия стала первой страной, заявившей о желании закупить новейшие Ка-62. Мы рассматриваем эту страну как одну из самых перспективных не только в сфере военно-технического сотрудничества, но и с точки зрения совместного развития высоких промышленных технологий. Этому способствует и совместное членство в БРИКС.

Надо отметить, что не только чисто боевая техника востребована на латиноамериканском рынке. Там с большой охотой покупали как тяжелые автомобили “Урал”, так и легковые “Лады”. Всего с середины 1980-х до начала 1990-х годов было продано более 130 тыс. “Лад”, и спрос на них сохраняется, что для многих покажется удивительным. Сейчас существенно вырос интерес к КАМАЗу. Особенно после очередной победы в ралли “Дакар”, проходящем в последние годы в Южной Америке. Мы представили различные модификации “КАМАЗов”, включая и автомобили военного назначения, на Международной выставке вооружений FIDAE-2014 в Чили. А также провли предметные презентации этого автомобиля в Перу и Эквадоре.

– Вы как переводчик познакомились с советской военной техникой еще студентом МГИМО во время практики в Перу в 1978 г. А профессиональным торговцем вооружением стали в начале 2000-х годов, приступив к работе в “Рособоронэкспорте”. У вас сложились хорошие деловые и очень теплые личные отношения с Уго Чавесом. Это как-то облегчало вашу работу?

– С одной стороны облегчало, а с другой – повышало ответственность. Чавес, как и Фидель, уникальное явление в Латинской Америке. В человеческом плане Чавес проявлял исключительное внимание и доброту к собеседнику. Когда президент Венесуэлы узнал, что умерла моя мама, а это было в начале очень серьезных переговоров с его участием, он скорректировал их проведение и дал мне возможность слетать на похороны. При этом от своего имени он заказал погребальный венок. Я, конечно, был тронут. И скажите, как после этого я мог быть неискренен в ведении переговоров, в чем-то покривить душой?

А ведь личные симпатии или антипатии очень сильно влияют на конечный результат любых дипломатических переговоров, в том числе военно-технических.

Нам действительно удалось заключить с Венесуэлой по-настоящему прорывные контракты, благодаря непосредственной поддержке со стороны Чавеса, с самого начала проявлявшего исключительную симпатию и доброе отношение к России, ее руководству и ко всему российскому народу.

Венесуэла первой в мире получила боевые вертолеты Ми-35М, мощнейший зенитно-ракетный комплекс “Антей-2500”. ПВО этой страны сейчас оснащены одними из лучших в мире (в своем классе) зенитно-ракетными комплексами “Печора-2М” и “Бук-М2Э”. Также были поставлены истребители Су-30МК2, реактивные системы залпового огня “Смерч”, 152-мм самоходные артустановки МСТА-С. Сегодня по техническому оснащению Вооруженные силы Боливарианской Республики Венесуэла – одни из самых мощных в Южной Америке.

– А есть ли какие-то чисто латиноамериканские особенности у тех, с кем приходится вести переговоры в Западном полушарии?

– Есть, конечно. Приведу такой пример. С начала 2000-х годов мы активно работали над контрактом по поставке в Венесуэлу вертолетов Ми-17В-5, Ми-35МЭ и Ми-26Т. Это была первая в истории военно-техничеcкого сотрудничества с этой страной сделка, тем более такая крупная. Все шло непросто и долго. Они изучали нас, мы их.

В ноябре 2004 г. в Москве в присутствии президентов России и Венесуэлы контракт был подписан. Мы ликовали. И вдруг в декабре венесуэльцы заявляют: контракт хоть и заключен, но его надо слегка подправить, как они выразились: “отполировать”. На деле же выяснилось, что речь идет о существенных корректировках контрактных условий, под предлогом их приведения в соответствие с местным законодательством.

Работали с венесуэльцами сутками напролет – даже в рождественские и новогодние дни. Вот вам и их обещание слегка “полирнуть”.

Тогда мы сделали все, что было возможно – задачу, поставленную руководством, выполнили. И 10 марта 2005г. Сергей Чемезов, который на тот момент был гендиректором “Рособоронэкспорта”, в Каракасе подписал этот первый, без преувеличения, исторический контракт.

Хотел бы привести еще один пример. Мне пришлось возглавить переговоры по следующему оружейному контракту – на этот раз по поставкам в Венесуэлу автоматов Калашникова. Он был подписан в мае 2005 г. Со стороны венесуэльцев переговоры возглавлял один темпераментный полковник. Он мне сразу сказал, что все наши разговоры фиксируются видеокамерой, а отснятый материал потом просматривает его начальник – генерал. Так вот, случалось, полковник вскакивал, поворачивался лицом к объективу и эмоционально восклицал: мой генерал, вы же видите, как неуступчив сеньор Серхио, а я стою на своем! Потом переговоры продолжались в обычном режиме.

– Мы знаем, что Уго Чавес и Михаил Калашников были лично знакомы и что президент Венесуэлы, можно сказать, боготворил великого русского оружейника.

– Это действительно так. Я имел высокую честь участвовать в организации встречи Уго Чавеса и Михаила Калашникова в Каракасе в июле 2006 г., где они и познакомились. Навсегда запомнилось то особое почтение, с которым президент Чавес беседовал с великим русским конструктором. Впоследствии президент Венесуэлы дважды посетил Ижевск, где каждый раз встречался с Михаилом Калашниковым. Лучшей рекламы своему оружию конструктор не мог и желать.

А что касается автомата и его качеств, венесуэльские военные выставили при тестировании оружия такие жесткие требования, которые, уверен, не выдержал бы ни один автомат в мире. Например, особо тщательным испытаниям подвергся ствол автомата – при настреле не менее 10 тыс. выстрелов он уверенно сохранял стойкость. Самым жестким испытаниям была подвергнута работа автоматики в экстремальных климатических условиях. АК-103 успешно прошел все испытания и по совокупности показателей продемонстрировал наилучшие результаты по сравнению с конкурентными предложениями.

Все разговоры о том, что Россия хотела поставить в Венесуэлу некондиционное оружие, не соответствуют действительности.

– Какие новинки мы можем предложить на рынке вооружений?

– К новейшим образцам российских вооружений и военной техники относятся: учебно-боевые самолеты Як-130, истребители Су-35. Могут быть востребованы различные системы ПВО. Военно-морскую технику, производимую в РФ, сейчас активно изучают представители ВМС всех стран региона. Конечно же, российские вертолеты по-прежнему пользуются большим спросом в странах Латинской Америки.

По моему мнению, вооруженные силы стран Западного полушария, в некотором смысле, задержались с перевооружением современными образцами, отстав от ряда стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. И это во многом определяет перспективы оружейного рынка региона, емкость которого, по нашим оценкам, может достичь не менее $40 млрд. на перспективу ближайших 5-10 лет. Есть за что сражаться.

И хочу сказать, что поставки нашего вооружения в ту или иную страну не только приносят экономическую выгоду, они укрепляют и политические позиции России. (Российская газета/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version