Украинские власти планируют прекратить военное сотрудничество с Россией, заявил первый вице-премьер Украины Виталий Ярема. В конце марта, как сообщали украинские СМИ, поставки оружия и военной техники в Россию уже заморозил концерн “Укроборонпром”.
Исполняющий обязанности главы концерна Юрий Терещенко признал, что Украина понесет экономические потери, однако задался в этой связи вопросом: “Но разве разумно вооружать армию противника?”.
Ярема говорил о том же: “Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, – это полное безумие”.
В то же время далеко не вся продукция военного назначения, которую Россия выпускает в кооперации с Украиной, может быть использована Москвой в случае конфликта с южным соседом. Трудно представить, например, что Россия сможет задействовать в нем межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В “Воевода” (“Сатана” по классификации НАТО).
Последние производились на заводе в Днепропетровске, и их до сих пор обслуживают украинские специалисты. Эти ракеты все еще являются основой ядерного щита России.
Пример с “Воеводой” демонстрирует, что прекращение Украиной военно-технического сотрудничества с Россией может стать для Москвы болезненным.
При этом эксперты по-разному оценивают зависимость России от украинского ВПК в том, что касается обслуживания “Воевод”. По мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, эта зависимость весьма велика.
Он заявил, что если отношения с Украиной будут разорваны, то придется либо самим заниматься обслуживанием самой мощной российской МБР, либо искать замену этим ракетам.
С другой стороны, в случае “Воеводы” сотрудничество с украинцами уже в любом случае близится к завершению, так как срок службы ракет подходит к концу, и им на смену готовятся МБР российской разработки.
По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, российские специалисты вполне смогут заменить своих украинских коллег в том, что касается обслуживания “Воевод”.
Многие российские эксперты полагают, что наиболее чувствительное место в военном сотрудничестве России и Украины – это не выпускавшиеся в Днепропетровске баллистические ракеты, а производимые в Запорожье двигатели для российских вертолетов и транспортных самолетов, а также выпускаемые в Николаеве газотурбинные моторы для российских военных кораблей.
Как подчеркивает Макиенко, запорожское предприятие “Мотор Сич” выпускает до 70% всех двигателей для российских вертолетов.
В то же время, как отмечает военный эксперт Илья Крамник, завод более половины комплектующих получает из России, а российский рынок является для предприятия одним из основных.
Похожая ситуация, по его словам, наблюдается и в случае с николаевским заводом “Зоря-Машпроект”: здесь налицо как зависимость российских корабелов от украинской продукции, так и заинтересованность украинских двигателестроителей в заказах из России.
Российские эксперты признают, что в случае разрыва Киевом военного сотрудничества ситуация с двигателями для вертолетов и военных кораблей будет для России болезненной.
По оценкам Макиенко, для того, чтобы заменить продукцию “Мотор Сичи” российскими аналогами потребуется 3-4 года и миллиардные инвестиции.
При этом эксперт отмечает, что найти быструю замену украинским двигателям будет невозможно, и возникнет очень тяжелая ситуация. Илья Крамник также полагает, что российским вертолетостроителям не останется ничего другого, как снизить объемы выпускаемой продукции.
Однако российские аналитики уверены, что украинские власти не пойдут дальше деклараций. Эксперты из России подчеркивают, что разрыв военного сотрудничества будет иметь обоюдоострый характер, и социальная цена за разрыв связей с Россией в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры может оказаться неприемлемо высокой.
Они отмечают, что следствием такого шага Киева может стать банкротство ряда украинских предприятий, подчеркивая при этом важность РФ для украинской оборонки: украинский военный экспорт в Россию, составляющий около 40% от общего украинского экспорта военной продукции, по некоторым оценкам, достигает $1 млрд. в год.
В России скептически относятся и к заявлениям властей Украины о том, что украинские оружейники смогут переключиться на иные, “восточные”, как говорят в Киеве, рынки, указывая, что едва ли украинский ВПК в его нынешней форме способен предложить какие-то новые продукты, помимо обслуживания ранее поставленной техники.
С такими оценками в Киеве не могут согласиться. По мнению эксперта киевского центра Разумкова Алексея Мельника, несмотря на всю болезненность разрыва военной кооперации с Россией, в создавшихся условиях этому шагу нет альтернативы.
При этом эксперт отмечает, что Россия сама более 10 лет назад взяла курс на создание автономного цикла производства вооружений, так что в какой-то момент кооперация с Киевом для Москвы все равно потеряла бы актуальность.
Мельник считает, что, отказавшись от связей с Россией, Украина вполне сможет утвердиться на новых рынках, включая и страны НАТО.
Эксперт также подчеркивает, что помощь украинскому ВПК в этой непростой ситуации окажут более активные закупки военной техники со стороны Министерства обороны Украины, о чем заявляют украинские власти. (Би-би-си/Машиностроение Украины и мира)