Машиностроение Украины и мира

Украина: двигателестроительная программа ГП «Антонов» не претерпела изменений

Самолеты Ан-148/158 остаются нишевым продуктом, при этом перевозчики пока неизбежно сталкиваются с проблемами стартового этапа их эксплуатации. Но уже к 1 марта суммарный налет ВС этого типа составил 93290 ч, суммарная наработка двигателей Д-436-148 – 208406 ч. Несмотря на сложности, возникшие в последние месяцы в российско-украинских отношениях, эта двигателестроительная программа не претерпела радикальных изменений. Поставщиками двигателей для Ан-148/158 выступает украинское предприятие “Мотор Сич”, альтернативы Д-436-148 нет.

Вибрационный механизм, которым оснащен каток вибрационный (http://amkodor.by/catalog/katki_dorozhnye/), повышает эффективность работы в полтора – два раза по сравнению с статическими машинами. Самоходные вибрационные катки ЗАО “Амкодор-Пинск” (как одно -, так и двухвальцовые) – это надежные, высокопроизводительные механизмы.

По данным двигателестроителя “Мотор Сич”, на ноябрь 2013 г. российские и украинские операторы эксплуатировали 19 ВС Ан-148. Три самолета такого типа сейчас в парке украинского государственного предприятия “Антонов”, шесть ВС – в санкт-петербургской авиакомпании “Россия”. Две машины летают в российском “Полете”, еще три эксплуатирует “Ангара”, два Ан-148 – в специальном летном отряде “Россия”, два – в МЧС России. Один Ан-148 оказался в северокорейской авиакомпании AirKoryo. Три машины Ан-158 летают в кубинской CubanadeAviacion, все они были переданы в 2013 г.

Авиакомпания “Россия” стала первым российским коммерческим эксплуатантом самолета, получив ВС в октябре 2009 г., компания начала выполнять на нем полеты в декабре того же года. Сейчас этот перевозчик по праву считается самым опытным эксплуатантом ВС.

По данным компании “Мотор Сич”, с начала эксплуатации по октябрь 2013 г. суммарный налет самолетов Ан-148 составил 58564 ч, в общей сложности самолеты выполнили 31073 посадки. Показатель среднего налета самолета в месяц постепенно рос – с 247 ч в 2011 г. до 261 ч в 2013 г. Суммарная наработка двигателей с начала эксплуатации по октябрь 2013 г. составила 134019 ч, 60501 цикл. По данным авиакомпании “Россия”, с 2010 г. 11 двигателей Д-436-148 досрочно снимались по причине конструктивно-производственных недостатков (КПН). Однако если в 2010-2012 гг. этот показатель рос (один двигатель в 2010 г., четыре – в 2011 г., шесть – в 2012 г.), то на момент ноября 2013 г. ни одного двигателя по КПН снято не было. Средний налет одного ВС в 2011 г., 2012 г.и 2013 г. составил 247, 259 и 261 ч в месяц соответственно. Максимального месячного налета в 400 ч компания добилась в 2011 г., когда перевозчик в августе выполнил на одном из самолетов 153 рейса. Более чем за три года эксплуатации Ан-148 “Россия” перевезла на них свыше 2 млн. пассажиров.

Одной из главных проблем эксплуатации Ан-148, на которых акцентировала внимание “Россия”, были трудозатраты на обслуживание двигателя этого самолета. Два года назад возглавлявший тогда “Россию” Сергей Белов утверждал, что с начала эксплуатации самолета перевозчику так и не удалось снизить трудозатраты при ремонте двигателя. Руководитель авиакомпании отмечал, что в целом по самолету показатели трудозатрат на начало 2012 г. при техобслуживании в 2,5 раза превышали аналогичные показатели Boeing-737, которые тогда эксплуатировались в “России”. Согласно данным перевозчика, за прошедшие два года трудозатраты на обслуживание Ан-148 удалось сократить со 190 до 80 человеко-часов. В частности, по данным авиакомпании, снижения трудоемкости формы А удалось достичь с помощью переноса ряда операций на формы большей периодичности.

Но по-прежнему показатели трудозатрат на обслуживание Ан-148 и Д-436-148 выше, чем у западных ВС: для А319, которые сейчас летают в “России”, он составляет 32 человеко-часа. При этом если на А319 обслуживание маршевой двигательной установки занимает 47% (15 из 32 человеко-часов) от всего времени, то на Ан-148 – 69% (55 из 80 человеко-часов).

У разработчика и производителя самолета – государственного предприятия “Антонов” – самолет эксплуатировался значительно меньше, чем в “России”. Налет за 2011 г., 2012 г.и первые десять месяцев 2013 г. составил 4308, 4602 и 4270 ч соответственно. Средний ежемесячный налет по годам – 180, 128 и 142 ч. Наработка двигателей за те же периоды достигала 4896 ч и 2556 циклов, 5229 ч и 3639 циклов, 4851 ч и 2643 циклов. В авиакомпании “Полет”, которая стала вторым эксплуатантом Ан-148 на российском рынке, самолеты этого типа в 2011 г. провели в воздухе 490 ч, в 2012 г. – 2044 ч, за десять месяцев 2013 г. – 2729 ч, при этом средний ежемесячный налет за три года возрос с 60 до 114 ч. Наработка двигателей за те же годы достигала 1094 ч и 896 циклов, 5108 ч и 2586 циклов, 6059 ч и 2586 циклов соответственно.

Следующий оператор Ан-148 – авиакомпания “Ангара” за первый год эксплуатации самолетов Ан-148 перевезла более 75 тыс. пассажиров. Сейчас в парке авиаперевозчика эксплуатируется три ВС такого типа. Первая машина была поставлена 30 октября 2012 г. и начала коммерческие рейсы в декабре того же года. С момента начала полетов самолеты провели в воздухе 3887 ч, наработка двигателей составила 8787 ч и 3501 цикл.

В 2013 г. самолеты семейства Ан-148/158 начали эксплуатировать две иностранные авиакомпании – северокорейская AirKoryo, которая получила самолет в феврале прошлого года, и кубинская CubanadeAviacion. Второй перевозчик стал стартовым заказчиком Ан-158 и получил три машины в мае-октябре. Налет самолета AirKoryo с февраля по ноябрь 2013 г., по данным компании “Мотор Сич”, составил 466 ч, налет ВС CubanadeAviacion с мая по ноябрь достиг 908 ч. Наработка двигателей у корейской авиакомпании в общей сложности достигла 1036 ч и 635 циклов, у кубинского перевозчика – 2246 ч и 1653 циклов. Необходимо отметить, что третий самолет, который получила кубинская национальная авиакомпания, к концу октября не был введен в эксплуатацию, поскольку вначале его планировалось использовать в высокогорных испытаниях в Эквадоре.

С момента начала эксплуатации региональных самолетов Ан-158 кубинской CubanadeAviacion весной 2013 г. авиакомпании удалось превысить налет в 6 ч в день на одном из полученных воздушных судов. Cubana выступила стартовым заказчиком Ан-158, и ввод в эксплуатацию нового типа самолетов, очевидно, сопровождался рядом сложностей, которые были связаны с работой различных систем и комплектующих ВС. Сейчас обслуживание этих самолетов на Кубе ведется совместно специалистами украинского государственного предприятия “Антонов”, на котором лежат обязательства по гарантийной послепродажной поддержке, российской компанией “ИФК-Техник”, а также сотрудниками CubanadeAviacion.

В конце октября 2013 г. перевозчик отмечал, что средний налет по всем судам в ближайшее время должен составить около 6 ч в день (180-200 ч в месяц), в дальнейшем он может быть увеличен до 250 ч в месяц.

В августе 2013 г. в ходе авиасалона МАКС-2013 CubanadeAviacion конвертировала опцион на три самолета Ан-158 в твердый заказ. Эти машины перевозчик должен получить в течение 2014 г. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version