Ситуация на украинском автомобильном рынке, с которой столкнулись автомобильные операторы, вынуждает их менять привычные методы работы. В дополнение к рыночным факторам, в 2014 г. добавилась еще и политика и криминогенная обстановка, которая также заставляет дилеров реагировать.
После аннексии Крыма и попыток захвата отдельных автосалонов на полуострове, приучили автобизнес не держать большие склады в “горячих” точках. Как только появились первые сигналы о вооруженных сепаратистах в Донецкой и Луганской областях, большинство операторов переместили складские запасы на спокойные территории. Дилерам в регионе оставили минимальный запас автомобилей, и предпочитают лучше пригнать полупустой автовоз по запросу, чем рисковать стоком авто.
Также были увеличены расходы на охрану автосалонов и площадок по продаже автомобилей. А в случае, если автосалон оказывается в “горячей” точке, его закрывают, а фасады заделывают щитами.
Такие превентивные меры уже доказали эффективность, так как уже не единожды вооруженные люди могли “попросить” автомобиль на “нужды революции”.
Начали менять политику и импортеры. “Ниссан Мотор Украина” на дилерской конференции озвучила новые нюансы работы на кризисном авторынке. Как сообщил генеральный директор “Ниссан Мотор Украина” Андрей Нестеренко: “Склад автомобилей в Украине сохранится, но в настоящий момент он ограничен из-за падения спроса и увеличения кредитных рисков страны. Для ускорения поставок все автомобили для Украины, находящиеся на разных европейских складах, будут переведены на один, недалеко от границы с Украиной”.
Перемены затронут и модельный ряд. “Количество предлагаемых для украинского рынка моделей будет меняться. На этот непростой шаг компания пошла из-за ограниченности ресурсов, связанное с падением рынка. Мы решили сконцентрироваться усилия на оставшихся моделях”, – резюмировал Андрей Нестеренко.
Пересматривают модельный ряд и в других импортерских структурах. Меняются приоритеты по комплектациям, объемам двигателей и гамме кузовов. Импортеры перестраховуются и заказывают только те версии, которые гарантированно смогут продать по новой цене. А таких моделей, увы, будет не много.
Сложнее всего будет дилерским центрам, особенно тем, кто открылся не так давно и еще не успел погасить кредитный займ. В условиях падающего рынка и жесткой конкуренции, им будет очень непросто пережить этот кризис. К тому же, многие планы по расширению дилерских сетей были рассчитаны при продажах 620 тыс. новых авто в год. Им было непросто и при рынке 200-220 тыс. авто, но сейчас – речь идет о выживании.
Процесс лишения статуса отдельных дилеров уже начался. Пока это – единичные случаи, но ситуация будет усугубляться. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)