Машиностроение Украины и мира

Украина: Верховная Рада хочет узаконить изъятие автотранспорта у населения для нужд армии

28 апреля в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4785. Его суть – узаконить изъятие автомобилей у населения. Хотя подобная процедура и предусмотрена в рамках существующего законодательства, но новый законопроект фактически открывает путь к быстрой мобилизации транспортных средств у бизнеса и граждан, пишет “Экономическая правда”. Соблюдены три традиции последнего времени: патриотическое название, коллектив авторов-патриотов и якобы авто пойдут на благие цели.

Озаглавлен документ в духе времени: “Про внесение изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации”. Такой термин не говорит ни о чем, но звучит воодушевляюще.

Вторая традиция – патриотический коллектив авторов.

Соавторами законопроекта стали член группы “Экономическое развитие” Александр Кузьмук, “регионалы” Сергей Гриневецкий и Юрий Самойленко, “свободовец” Юрий Сиротюк и представитель “Батькивщины” Иван Стойко.

Наконец, традиция третья. Проблемы Родины авторы предлагают решать за счет населения. Ключевое положение законопроекта звучит так.

“3. Выполнение военно-транспортных обязанностей во время мобилизации, если не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения, осуществляется путем бесплатного привлечения транспортных средств предприятий, учреждений, и организаций всех форм собственности, а также граждан-владельцев транспортных средств для обеспечения потребностей Вооруженных сил Украины, других военных формирований, на условиях их возвращения владельцам после объявления демобилизации. Объемы транспортных средств за типами и марками, которые

Объемы транспортных средств за типами и марками, которые планируется привлечь во время мобилизации, для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности устанавливаются местными государственными администрациями по предоставлению военных комиссариатов.

Привлечение транспортных средств во время мобилизации осуществляется военными комиссариатами на основании решений местных государственных администраций, которые оформляются соответствующими распоряжениями. Прием-передача транспортных средств, привлеченных во время мобилизации, и их возвращение во время демобилизации осуществляется на основании актов принятия-передачи, в которых отмечаются сведения о владельцах, техническом состоянии, остаточной (балансовую) стоимости и других необходимых сведениях, которые позволяют идентифицировать транспортных средства.

Возвращение транспортных средств владельцу осуществляется в течение 90 календарных суток с момента объявления демобилизации.

Порядок компенсации вреда, который нанесен транспортным средствам в результате их привлечения во время мобилизации, определяется Кабинетом министров Украины”.

Чем примечателен данный документ?

Во-первых, в нем говорится о возможности изъятия транспортных средств у предприятий и населения даже без объявления режима военного или чрезвычайного положения. Достаточно решения военного и политического руководства страны, чтобы провести массовую экспроприацию автомобилей в Украине.

Во-вторых, не установлено никаких приоритетов касательно того, чьи транспортные средства нужно изымать в первую очередь.

Скажем, в Украине работает множество государственных предприятий наподобие Госуправления делами при Администрации президента. Их автомобили логично было бы задействовать в первую очередь. Однако авторы законопроекта не предлагают даже на время мобилизации отправлять в армию автопарк президента, Верховной рады и других органов центральной и местной власти.

В-третьих, предлагаемый механизм изъятия не гарантирует возврата автомобиля. За просрочку или невозмещение стоимости поврежденной машины никаких санкций не предусмотрено.

В-четвертых, авторы предлагают поставить возможность регистрации, перерегистрации, переоборудования и снятия с учета транспортных средств в зависимость от воли военкоматов.

Видимо, соображение авторов такое. В распоряжении армии окажется полный перечень автомобилей и их владельцев, и в случае необходимости военные точно будут знать, куда идти за нужной машиной. Однако чем обернется этот механизм в украинских реалиях?

Еще на волне первой мобилизации в феврале-марте в автосалоны приходили циркуляры от военкоматов, в которых они предписывали передать для нужд армии далеко не бюджетные иномарки. Юристам таких компаний приходилось буквально отбивать автомобили от военных. Если законопроект №4785 вступит в силу, военкомы спокойно смогут изъять любой автомобиль из автосалона или автопарка организации.

Но настоящий “клондайк” ожидает военкомов при мобилизации автопарка населения. Здесь может сгодится все: от “Москвича” до Range Rover. Да и грузовой автопарк у населения имеется.

Справедливости ради отметим, что практика мобилизации частного автотранспорта была и во времена Великой Отечественной Войны, когда все частные машины были переданы на нужды армии. Но тогда время было другое. А сейчас попытку отобрать автотранспорт у населения жители могут воспринять просто как мародерство, притом в государственных масштабах. Люди уже и так понесли потери от девальвации гривны, роста налогов и падения объемов заказов. Если государство рискнет еще и забирать частный автотранспорт, то это может спровоцировать волну протестов. Готовы ли к ним нынешние власти? (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version