Анкетирование потребителей техники “Тракторных заводов” показало, что по соотношению “цена-качествоу эти машины сопоставимы с конкурентами. При этом предприятие не стоии на месте, качество техники в состоянии поставки за 2013 г. улучшено в 1,7 раза, а качество двигателей внутреннего сгорания – в 2,5 раза. Улучшаются и другие показатели качества.
На достижение этой планки работает серьезнейшая система качества, действующая от поставщика и входного контроля до приемки продукции и ее сервисного обслуживания. В ней задействованы лаборатории, выполняющие анализ химсостава, структуры и свойств материалов, измерительные машины, позволяющие проверить конфигурацию любых деталей. Готовые комплектующие, например, компоненты гидро- и электросистем, проходят испытания на специализированных стендах. Для обработки ответственных изделий используется современное гибкое роботизированное оборудование с программным управлением, позволяющее минимизировать человеческий фактор и достичь высокой стабильности размеров. Каждая единица продукции проходит контроль исполнителем соответствия чертежу, а отдельные позиции контролируются повторно ОТК. Все ответственные детали имеют личное клеймо рабочего. Прежде чем трактор поставят на колеса или гусеницы, его основные узлы – трансмиссия, бортовые передачи, ведущие мосты и т. п. – проходят обкатку на специальных стендах. Собранная техника проходит сначала проверку на стенде с мониторингом рабочих параметров, а затем обкатку на полигоне. Эту систему можно сравнить с очень сложным фильтром, который тщательно, с эффективностью около трех порядков, вылавливает несоответствия и нарушения на пути деталей и материалов к готовой технике.
Параллельно действует комплекс организационных мер. Система обратной связи позволяет оперативно устранять отказы и постоянно повышать надежность компонентов техники. Ежегодно внедряется более тысячи мероприятий по улучшению конструкции и технологии. Предприятия проходят сертификацию на соответствие международным стандартам качества. Ежегодно продукция концерна “Тракторные заводы” удостаивается премий “Марка качества”, “100 лучших товаров” и т. п. Все важные процессы жестко регламентированы – от мотивации и обучения персонала до управления несоответствующей продукцией и проведения технологических аудитов.
Учитывая, что вся система в большинстве случаев основана на деятельности людей, очень важно участие всех работников в улучшении качества. Благодаря системе “Три-НЕ” уже более 80% несоответствующей продукции сдается рабочими добровольно. Проводимые аудиты необходимы для уверенности в том, что требования системы соблюдаются. Эта система обеспечивает высокое качество изделий.
Так что же такое качество? Есть стереотип, что качество – это соответствие изделия (трактора, двигателя и т. п.) требованиям чертежа. У потребителя никакого чертежа нет, у него есть потребности – пахать землю, строить дороги и т. п. И изделие должно удовлетворять эти потребности наилучшим образом. Если это трактор – то он должен быть удобным, надежным, позволять навешивать на него все необходимые дополнительные агрегаты, быть адекватным по цене. Итак, первое качество, необходимое потребителю, – это потребительские свойства продукции и определяются они ее конструкцией.
Однако, просто заложенные в конструкцию свойства – это еще не все, что нужно потребителю. Вторым важным качеством является стабильность этих свойств. К слову, именно более низкая стабильность свойств отличала произведенную в СССР продукцию от зарубежной. Два автомобиля, сошедшие с одного конвейера, могли быть совершенно разными по надежности.
Там поняли давно – где есть человек, есть возможность ошибки, нарушений технологии, а значит, есть угроза стабильности качества. Да, можно заменить человека интеллектуальным оборудованием. Например, в ОАО “Промтрактор” сварочный робот помог добиться высокого и стабильного качества швов на лонжеронах рамы трактора.
Но эти средства недешевы, не всегда экономически целесообразны и не везде применимы. Например, сборочные операции трудно автоматизируются. Что делать в этом случае для предотвращения нарушений технологии? Ответ есть – это средства предотвращения ошибок, в том числе так называемый “пока-йоке”. Они делают неправильное выполнение операции невозможным или неудобным, бывают “жесткие” – асимметричные геометрические формы, проверка процесса с отключением в случае ошибки и “мягкие” – окрашивание разными цветами различных конфигураций, световые и звуковые сигналы, визуальные подсказки.
Таким образом стабильность качества обеспечивается соблюдением технологии, а оно поддерживается в том числе и средствами предотвращения ошибок.
Внедрение средств предотвращения ошибок – задача не простая. Тем не менее, такие идеи появляются и реализуются “в железе”. На КМЗ существовала проблема ошибок комплектовщицы при упаковке ЗИП. Более десятка видов крепежа в конкретном количестве нужно было упаковать в один пакет. Это требовало постоянной концентрации внимания. Был разработан ячеистый стол, который позволяет перед высыпанием набранной комплектации в упаковку удостовериться в том, что в каждой ячейке нужное количество комплектующих. На САРЭКСе на штуцеры РВД после контроля момента затяжки ставят специальные цветовые полоски. Они позволяют убедиться в том, что операция контроля не была пропущена, а также, что соединение после затяжки не расслабилось.
На “Промлите” решена проблема загрязнения цеховой пылью песка, поступающего в стержневой автомат по ленточному конвейеру – над ним просто установлен защитный кожух.
На участке сборки кабин “Промтрактора” внедрены тележки, содержащие строго необходимое количество комплектующих для сборки одной кабины. Это предотвращает ошибки при сборке, а также исключает потери времени на поиск нужной детали.
На испытательных камерах для проверки герметичности кабины внедрен таймер, предотвращающий несоблюдение времени пролива.
Итак, встроенное качество и “пока-йоке” – это внешне простые, доступные решения. К встроенному качеству относится и совершенствование технологической оснастки. Любая оснастка помогает избежать ошибок, но ее можно и нужно улучшать в этом аспекте. Выполнение операций должно быть удобным и минимально утомлять оператора. Например, стенд для сборки электрожгутов имеет такую конструкцию, которая предотвращает большинство ошибок, весьма вероятных при выполнении такой сложной операции, требующей высокой концентрации внимания.
Есть и другие внедренные мероприятия. Одна их часть затрагивает конструкцию изделий, другая делает более удобным выполнение технологических операций. Таких улучшений сегодня немного, но их можно тиражировать, делиться опытом. Главная задача – не останавливаться и приумножать опыт решения проблем качества средствами предотвращения ошибок. (Трактор.ру/ Машиностроение Украины и мира)