Машиностроение Украины и мира

Швейцария: Pilatus PC-24 – новый класс самолетов

B мае 2013 г. на европейском салоне деловой авиации EBACE-2013 швейцарский производитель турбовинтовых самолетов Pilatus Aircraft наконец-то представил новый проект – первый в истории фирмы реактивный самолет PC-24. Двухмоторный самолет легкого класса поступит в эксплуатацию в 2017 г. К этому моменту, согласно прогнозам, парк легких бизнес-джетов вырастет до 7,5 тыс. единиц, в том числе за счет разнообразных новых моделей Cessna, Embraer и Bombardier Learjet. Так что реактивному первенцу Pilatus придется искать свое место на весьма тесном рынке.

Однако руководители Pilatus считают, что PC-24 создаст новую нишу, которую они называют “сегмент универсальных реактивных самолетов”, поскольку новая модель будет сочетать взлетно-посадочные характеристики PC-12 (короткие дистанции взлета и посадки, в том числе с грунтовых полос) с объемом салона, типичным для класса midsize, большим грузовым люком в задней части фюзеляжа и крейсерской скоростью легкого реактивного самолета. Все это за $8,9 млн.

В качестве потенциальных эксплуатантов Pilatus видит почтовые службы, спасателей, местные воздушные линии и правительственные авиаотряды, а также традиционную клиентскую базу владельцев PC-12: состоятельных граждан, чартерных операторов и корпоративные авиационные отделы.

По словам председателя совета директоров компании Оскара Швенка, проектные изыскания начались около 5 лет назад, но компания сохраняла атмосферу полной секретности. Даже дилеры компании узнали о подробностях программы не намного раньше, чем широкая публика, – за несколько дней до официального анонса на EBACE.

“Мы узнали о программе одновременно и почти столько же, что и остальные посетители салона. И теперь мое отношение к программе более позитивное, чем до объявления, – поделился Пэт Эппс, глава американской компании Epps Aviation, которой принадлежит дилерский центр Pilatus Center South. – Она на шесть лет отстает от конкурентов, но я думаю, этот самолет, имея скорость более 400 узлов, создаст новую нишу. Он большой. Он сможет поспорить с соперниками”.

Однако Эппс отмечает, что тогда как большая часть турбовинтовых PC-12 нашли владельцев в США, его реактивный собрат PC-24, скорее всего, будет популярен в основном за пределами Штатов: на северо-западе Канады, в Китае, Азии, Латинской Америке.

Pilatus действительно провел обширное исследование рынка перед запуском программы, опросив, в частности, крупных операторов PC-12. “Они интересовались нашими рекомендациями, – подтверждает Питер Докинг, руководитель авиационного отдела австралийской компании Adelaide’s Royal Flying Doctor Service, в парке которой более 30 самолетов PC-12. – Я считаю, что это нишевый самолет, в чем-то той же категории, что и PC-12. Идея легкого реактивного самолета с большим грузовым люком очень нам импонирует. Погрузить на борт носилки с лежащим на них пациентом в обычный самолет весьма затруднительно”.

Докинг рассказал, что имеет большой опыт работы в горнодобывающей промышленности, где традиционно применяются турбовинтовые машины с возможностью короткого взлета и посадки на грунтовые полосы, это особенно актуально на этапе разработки новых месторождений. Перед конструкторами PC-24 была поставлена цель спроектировать самолет, способный выполнять те же задачи, что и турбовинтовые ВС, при этом в пассажирском варианте перевозить десять человек. “Эти самолеты перевозят вахтовых рабочих, они постоянно в воздухе. Мне кажется, Pilatus затеял неплохую историю. PC-24 – это огромный шаг вперед по сравнению с King Air или PC-12”, – считает Докинг.

В конструкции планера будут использованы высокопрочные алюминиевые сплавы. Также как и у военного учебно-тренировочного PC-21, у нового флагмана Pilatus будет фирменный аэродинамический профиль малого сопротивления, что и обеспечит PC-24 возможность крейсерского полета на большой высоте с высокой скоростью и способность взлетать и садиться на короткие полосы. Примечательно, что основные стойки шасси будут двухколесными, с пневматиками низкого давления и антиюзовой системой торможения.

Чтобы выдержать баланс между характеристиками при полете на больших и малых скоростях, у крыла будет небольшая стреловидность, внутренние и концевые выдвижные закрылки и большой площади тормозные интерцепторы. Расчетная скорость сваливания при максимальном взлетном весе – 81 узел, длина пробега – 770 м. Стандартная взлетная дистанция – 820 м, при взлете с аэродрома на возвышении 1500 м при ISA +20 град. C – 1350 м. С такими ВПХ этому самолету будет доступно на 1300 больше аэродромов, чем новому легкому Embraer Phenom 300.

“Не так уж просто совместить полет на эшелоне FL450 с наличием спойлеров и закрылков, необходимых для взлета и посадки с коротких полос”, – отмечает Швенк.

Обширная программа обдува в аэродинамической трубе была проведена в Праге, в Национальной аэрокосмической лаборатории в Нидерландах и в RUAG в Швейцарии.

Благодаря возможности взлета и посадки с грунтовых полос, PC-24 будут доступны 21 тыс. аэродромов (помимо тех, куда обычно летают бизнес-джеты). Носовая стойка будет оснащена специальным дефлектором для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели, а закрылки будут защищены от повреждения камешками, вылетающими из-под колес.

Салон самолета объемом 14 куб. м будет 155 см в высоту, 170 см в ширину и 700 см в длину от перегородки кабины пилотов до заднего гермошпангоута. Иллюминаторы будут самыми большими в классе midsize. Давление в салоне на максимальной высоте полета 450 тыс. футов будет на уровне 2,5 тыс. м. В передней части фюзеляжа будет полностью изолированный туалет. Для размещения багажа в салоне предусмотрен объем 1,4-2,5 куб. м (в зависимости от компоновки).

Таким образом, пространства в салоне больше, чем в Citation XLS+, но меньше, чем в Hawker 900XP. Однако в отличие от большинства самолетов класса midsize, пол будет плоским, и помимо пассажирского входа в передней части фюзеляжа в задней части будет грузовой люк. Утопленный проход добавил бы места для высоких пассажиров, но усложнил бы работу с грузами.

Производитель намеревается предложить шесть вариантов компоновки салона, предусматривающих размещение 6-8 пасс. в корпоративной версии и десять – в пассажирской, а также чисто грузовой и комбинированный варианты.

“Согласно конструкторским расчетам, PC-24 потребуется 30 мин для набора высоты до эшелона FL450”, – говорит Швенк. Максимальная крейсерская скорость на высоте 300 тыс. футов – 425 узлов. Максимальная полезная нагрузка – 1135 кг; с полными баками полезная нагрузка сокращается до 415 кг, то есть самолет перевезет четырех пассажиров на расстояние 1950 морских миль (3611 км). Швенк не рассказал о расчетных характеристиках на эшелоне FL450, но, вероятно, скорость будет около 400-410 узлов, при этом расход топлива окажется немного больше, чем у Citation CJ4, поскольку у этих самолетов практически одинаковые силовые установки и сходная дальность полета. PC-24 возьмет на борт всего на 56 кг больше горючего, чем CJ4.

Силовую установку, включающую два двигателя FJ44-4A тягой 1,5 т каждый и ВСУ, поставит компания Williams International.

В разработанную Pilatus архитектуру пилотской кабины ACE (расшифровывается как Advanced Cockpit Environment) встраивается модульный комплекс Honeywell APEX второго поколения с четырьмя 12-дюймовыми дисплеями, расположенными буквой Т. Комплекс будет включать автоматы тяги, системы раннего предупреждения близости земли (EGPWS) и опасного сближения (TCAS II), лазерную инерциальную систему (Laseref IRS), курсовой заход на посадку с вертикальным наведением (LPV). Система навигационных указаний RNP 0.3 и система синтетического видения Honeywell SmartView будут предложены в качестве опции.

В швейцарском Штансе уже начато производство компонентов для самолета. Выкатка намечена на середину 2014 г., первый полет – на конец года. Три летных образца будут участвовать в программе испытаний продолжительностью 2500 ч, сертификация FAA и EASA должна завершиться к 2017 г.

По словам Швенка, несколько потенциальных покупателей уже высказали готовность оставить депозит на покупку самолета, однако он откладывает продажи до момента выкатки первого прототипа в следующем году, видимо, не желая связывать себя изначальными конструкторскими расчетами. Имея готовый самолет и точные ЛТХ, он начнет принимать невозвратные депозиты и давать гарантии. “Pilatus всегда задавал тон, – говорит Швенк. – Новый самолет – сам себе класс”.

Когда Pilatus начал программу PC-12, рынок таких самолетов был более чем сомнительный, но на сегодняшний день поставлено более 1100 одномоторных турбовинтовых самолетов. PC-24 потенциально может стать одним из самых инновационных легких бизнес-джетов на безнадежно тоскливом рынке. (Aviationweek/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version