Машиностроение Украины и мира

Украина: из ГАЗ-66 и ГАЗ-53 будут делать недорогие броневики

Правительство разместило заказ на 200 бронеавтомобилей “Дозор-Б” харьковского производства. Но в Украине есть и другие разработки бронеавтомобилей, которые вполне могут пригодиться армии. Более того, уже есть опытные образцы бронеавтомобилей “Казак” на базе ГАЗ-66 и ГАЗ-53, которые позволят в кратчайшие сроки выпустить недорогую и надежную защиту для бойцов украинской армии.

Военный конфликт в Донецкой и Луганской области наглядно показал, что украинской армии не хватает бронированных автомобилей. В то же время, российская армия входила в Крым именно на бронеавтомобилях ГАЗ-2330 “Тигр”, которые при всех недостатках, позволяют быстро перемещать личный состав и защищать его от обстрелов. Украинские солдаты в лучшем случае могут укрыться от обстрела из придорожных кустов пока только в БТР-80. Но далеко не все задачи можно решать на таком крупном транспорте как “восьмидесятый”. Иногда патрулировать участки местности проще лучше на небольшом и маневренном бронеавтомобиле. Но именно на бронеавтомобиле, способном защитить от очереди из “калаша” или выстрела снайпера. К тому же оснащенного мощным вооружением, способным подавить огневую точку противника.

При всех преимуществах “Дозор-Б”, 200 единиц таких ББМ – это не достаточно для армии. К тому же существует определенное время для выполнения заказа.

ББМ “Казак” продемонстрировали президенту В. Ющенко еще в 2009 г. Он осмотрел “Казак”, но тем все дело и ограничилось. А между тем, ББМ “Казак” получил хорошие оценки силовиков. Так почему же не использовать эту разработку в АТО?

Но если первый “Казак” получался довольно дорогим из-за использования импортных агрегатов и двигателя, то его создатели придумали как значительно удешевить боевую машину и наладить ее массовое производство в кратчайшие сроки.

ББМ “Казак” изготовлена Научно-производственным объединением “Практика”, которое является ведущим отечественным производителем средств технической безопасности для банков и активно ведущая работы по бронированию транспортных средств. Изначально созданная “Практикой” ББМ была предназначена для применения в составе специальных подразделений (тогда в Украине только заговорили о создании Сил специальных операций, для которых и создавался “Казак”).

5,5-тонный “Казак” имеет двигатель мощностью 176 л. с. и в снаряженном состоянии способен буксировать прицеп весом до 4 т. Он способен преодолевать препятствия под углом 35 град. и брод глубиной до 1,5 м. V-подобное днище способно выдержать взрыв мины не менее 3 кг в тротиловом эквиваленте, а каркасный принцип построения капсулы салона дает возможность экипажу при этом оставаться неповрежденными. Конструкция разрешает варьировать степенью защиты путем замены толщины панелей, в зависимости от условий применения боевой машины. Также “Казак” имеет GPS-навигатор, прибор радиационной и химической разведки, камеру заднего вида, парктроник, кондиционер, систему ABS и повышенные звуко- и термоизоляцию.

Вооружение – 12,7-мм пулемет НСВТ или украинский “аналог” – КТ-12,7 (боекомплект – 450 патр.), 7,62-мм пулемет ПКМ (2000 патр), авт. гранатомет АГС-17 (87 выстр.).

Колесная формула – 4х4. Клиренс – 365 мм. Двигатель – IVECO, дизельный, 4-цилиндровый с турбонаддувом, рядный, Euro-4. Макс. скорость – 120 км/ч. Минимальный радиус разворота – 9,5 м. Контрольный расход топлива – 15 л/100 км. Экипаж – 5 чел.

Тогда весь процесс от разработки до создания исследовательского образца ББМ происходил за счет НПО “Практика”. Вооруженные силы Украины не израсходовали ни единой копейки. Но, хотя машина получила высокие оценки от руководства Минобороны и Генштаба, к сожалению, дальше разговоров и похвал тогда дело не пошло. Стоит надеяться, что сейчас ситуация изменится.

В том, что руководством НПО “Практика” движет уж никак не желание “заработать” на сегодняшних нуждах силовиков, а действительно основанное на патриотизме желание помочь стране, можно убедиться на других примерах.

Как сообщил глава НПО “Практика” Олег Высоцкий, в настоящее время между его научно-производственным объединением и Госпогранслужбой Украины подписан договор, в соответствии с которым “Практика” бесплатно (т. е. за счет предприятия) осуществляет бронирование имеющихся в распоряжении пограничников LandRoverDefender. В частности, на сегодня закончены работы по оборудованию первого опытного образца.

Как убеждает руководство НПО, силовая установка “лендроверов”, которыми оснащены подразделения пограничников, вполне позволяет оснастить машину легкой противопульной и противоосколочной броней. Которая, тем не менее, способна обеспечить вполне неплохую защиту в столкновениях с группами террористов на восточных границах Украины. При этом внешне автомобиль практически не претерпевает изменений.

Как отмечает сайт “Информационное сопротивление” еще одна “ситуативная” разработка НПО “Практика” – использование для создания бронетехники базы автомобилей, имеющихся в составе ВС Украины. В частности, если изначальный вариант “Казака” был разработан с двигателем IVECO, то на данный момент существует вариант с использованием шасси ГАЗ-66, с полной заменой силовой установки на новую, с дизельным двигателем. Решение действительно гениальное по простоте. Ведь использование агрегатов старых ГАЗ-66 позволит значительно снизить стоимость ББМ “Казак” и быстро организовать его поставку в армию.

Как известно, этих автомобилей на базах хранения армии – огромное количество, что сильно удешевляет производство ББМ на их основе.

На “Казак” на базе ГАЗ-66 устанавливается пулемет калибра 12.7 мм (НСВТ или КТ-12,7), либо автоматический гранатомет АГС-17. Совместно с КБ “Луч” разработана модификация с ПТУР. Данный образец прошел успешные полевые испытания.

Есть также модификация на базе ГАЗ-53. Этих автомобилей также осталось немало в составе и Вооруженных сил, и иных вооруженных формирований страны. При всех минусах использования стандартного шасси сельхозгрузовика ГАЗ-53, такой “Казак” получается еще дешевле полноприводной версии. Он вполне может патрулировать городские кварталы. В данной схеме также проводится полная замена силовой установки, устанавливается новый бронированный кузов с креплениями для установки вооружений.

Это еще не все разработки, которые есть у украинских предприятий. В частности, и у КрАЗа есть готовое решение бронеавтомобиля для десанта – КрАЗ-01-1-11/SLDSL. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version