Машиностроение Украины и мира

Украина: переживет ли автопром очередной кризис?

У основных отечественных производителей и сборщиков выяснили, хватит ли у них сил и средств пережить нынешний кризис в стране, и какие заводы могут остановиться. Мнения – очень разные. А ответы вызывают неоднозначные чувства: то ли радоваться, то ли горевать.

Купить запчасти на Вольво в интернет магазине Адмирал-С довольно просто: надо зайти на сайт этого интернет-магазина, указать год выпуска, модель и мощность двигателя вашего автомобиля и получить полный перечень автозапчастей, имеющихся в продаже.

Падение авторынка, утрата основных регионов для экспорта, девальвация, отмена части преференций, нарушение ритмичных поставок комплектующих – все это негативные факторы, с которыми столкнулись украинские автозаводы в 2014 г.

Вопрос первый: сможет ли отечественный автопром пережить свалившиеся на него испытания? Каждое из них, по негативному воздействию, будто специально усиливает другое. И все это – одновременно.

Наглядный результат подобной массированной негативной атаки на отечественную автомобильную промышленность демонстрирует статистика производства.

По данным Ассоциации “УкрАвтопром”, в апреле предприятиями украинского автопрома было произведено 4688 автотранспортных средств. С таким результатом автопроизводители улучшили показатель годичной давности на 49%.

Драйвером роста выступили легковой и коммерческий дивизионы автопрома, которые продемонстрировали соответственно 52%-ный и 24%-ный рост объемов производства, по сравнению с апрелем прошлого года. Всего в апреле Украине было произведено 4411 легковой и 140 коммерческих автомобилей. В тоже время, автобусное производство, с показателем 137 автобуса, отстало от апрельского результата 2013 г. на 9%.

Приведенные цифры наглядно демонстрируют положительную роль спецпошлин и утилизационного сбора, введенных в прошлом году. Именно эти меры помогли отечественному автопрому нарастить объемы производства по сравнению с прошлым годом. Но, как только утилизационный сбор и спецпошлину отменили, вновь начался спад производства, отмечают в Ассоциации “Укравтопром”.

Подтверждение таким выводам – сравнение с объемами производства в марте. Всего полмесяца без утилизационного сбора и со сниженными спецпошлинами, и картина совсем иная. Производство на ЗАЗе упало по сравнению с мартом на 10,3%, в Корпорации “Богдан” – на 64,7%, на заводе “Еврокар” – на 27,6%. В целом по отрасли, производство автомобилей и автобусов упало на 14,7%.

Лучшие результаты у кременчугских заводов: у АвтоКрАЗа – плюс 34,3% и КрАСЗ – плюс 4,4%, по сравнению с мартом.

Как сообщил директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик, в 2012 г. на КрАСЗе произведено 3280 автомобилей. В 2013 г. – 9049 автомобилей. Завод показал самую высокую динамику производства легковых автомобилей в 2013 г. среди всех национальных производителей легковых автомобилей – 175,9%. Такому росту поспособствовало принятие ряда законов о поддержке отечественного автопроизводителя: введение спецпошлины (май 2013 г.) и введение утилизационного сбора (сентябрь 2013 г.).

“За 4 месяца собрано 6183 автомобиля. Такой высокий результат всего за 4 месяца – отличное подтверждение популярности наших брэндов Geely, SsangYong и эффективности принятых в 2013 г. законов. К сожалению, отмена утилизационного сбора в апреле плюс нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране негативно повлияют на украинский автопром в целом”, – продолжает Сергей Боровик.

Что касается производства грузовиков на КрАЗе, как сообщил заместитель генерального директора по маркетингу и продажам АвтоКрАЗа Юрий Облог, “в 2012 г. ПАО ” АвтоКрАЗ” произвело 880 автомобилей, в 2013 г. – 924 единицы. В текущем году планируем прирастить объем производства до 1300 штук и пока все идет по плану”.

От того, наверное, и настроение в ответах на вопрос, переживет ли наш автопром кризис, разное.

В пресс-службе Корпорации “УкрАвто” сообщили, что по их мнению, украинская автомобильная промышленность сможет выдержать кризис только при условии должной поддержки государства.

Заслуженный экономист Украины, президент ассоциации “Укравтопром” Михаил Резник смотрит на ситуацию шире. По его мнению, поскольку украинский автопром – это часть Украины, и он не существует отдельно от нее, его будущее зависит от того, как Украина справится с той тяжелой ситуацией, в которой она находится сегодня. И от того, какую экономическую стратегию выберет новая власть.

Более оптимистичен директор ООО “Торговый дом “Эталон Авто” Вадим Шкарупин. Он уверен, что у автопрома нет вариантов – надо выдерживать.

Заместитель генерального директора по маркетингу и продажам АвтоКрАЗа Юрий Облог тоже призывает к оптимизму. Будем оптимистами, автопром выдержит, сказал он. В настоящее время на рынке грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3.5 т наблюдается сокращение продаж, в сравнении с предыдущим годом почти в 2 раза. Экономическая и политическая ситуации в стране неблагоприятны для всех отраслей экономики, в том числе и для автомобильной промышленности. При улучшении политической ситуации в стране и стабилизации экономики автомобильная промышленность вернется на прежние объемы продаж на внутреннем рынке. А чтобы сейчас продержаться до лучших времен, сохранить мощности, коллектив, объемы производства производителям автомобилей необходимо искать альтернативные рынки сбыта за пределами страны.

Но, видимо, производителям легковых автомобилей, с учетом спада производства, уже не до оптимизма. Да и с альтернативными рынками у них сегодня, мягко говоря, проблема. Не в последнюю очередь из-за этого генеральный директор Корпорации “Богдан” Олег Свинарчук сказал, что сегодня отечественное автомобильное производство из реанимации отправляется в морг.

Прежде всего это происходит потому, что оно не рентабельно. Об этом сообщили и в пресс-службе Корпорации “УкрАвто”.

По мнению Вадима Шкарупина, производство может быть рентабельным, если производить хотя бы минимальное количество транспортных средств. И продавать их по реальной цене. “Но по реальной цене сегодня никто не покупает”, – жалуется Шкарупин. Приходится продавать в убыток, чтобы найти покупателя.

По мнению директора по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергея Боровика, говорить о рентабельности на сегодня не предоставляется возможным.

“Бизнес есть бизнес, – сказал Юрий Облог, – вне зависимости от разных неблагоприятных ситуаций. Рентабельность – одно из основополагающих условий успешного ведения бизнеса. Даже сегодня, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию в стране, бизнес вести рентабельно, но, в первую очередь, при наличии альтернативных российскому и украинскому рынков сбыта”.

Заслуженный экономист Украины, президент ассоциации “Укравтопром” Михаил Резник объясняет ситуацию следующим образом: снижение объемов производства имеет прямое влияние на падение рентабельности. Созданные в Украине производственные мощности позволяют производить в год порядка 400 тыс. автотранспортных средств. В прошлом году всеми заводами было произведено и собрано чуть более 50 тыс. единиц автотранспорта. В такой ситуации для собственников автозаводов вопрос рентабельности ушел на второй план. Все резервы и потенциал сосредоточены на сохранении занятости квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, потеряв который сложно будет развивать нашу промышленность.

А что же государство? Если Украине нужна собственная автомобильная промышленность, ей надо заниматься. Хотя бы чуть-чуть. Как сообщили в пресс-службе “УкрАвто”, сегодня, как таковой помощи автомобильной промышленности нет. Исчезла даже та минимальная, которая была: либерализованы специальные пошлины, ликвидирован утилизационный сбор, аннулирован акциз на переоборудование коммерческих автомобилей в пассажирские автомобили (схема уменьшения налогов), что опять открыло рынок для секонд-хенда.

Никакой реальной и действенной поддержки государства сегодня украинские автопроизводители не видят и по мнению Сергея Боровика.

Президент ассоциации “Укравтопром” Михаил Резник также сообщил, что никакой помощи от государства отечественный автопром не получает. Были попытки применения отдельных, не носящих системного характера, мер, которые давали возможность только реанимировать производство. Но и они либо носят временный характер, либо были отменены на волне политического популизма. Другими словами, после робкого шага вперед, в вопросе внимания к отрасли, государство сделало два шага назад. Мы вернулись в условия, когда отверточная сборка является оптимальной формой автопроизводства. А это – путь в никуда.

Особой помощи автопрому от государства пока не замечает и Шкарупин. А Юрий Облог надеется, что она все-таки появится. Предпосылки уже наметились, сказал он. Думаем, что ситуация может измениться в лучшую сторону, поскольку основные принципы нового правительства – патриотизм и поддержка отечественного производителя.

В сложившейся ситуации далеко не все автопроизводители смогут удержать даже минимально необходимые объемы производства.

Автозаводы начнут останавливаться. Какие? В пресс-службе Корпорации “УкрАвто” считают, что остановка производства может произойти на любом предприятии. По мнению Михаила Резника, ситуация еще хуже. Под угрозой остановки находятся не отдельные заводы, а вся отрасль.

Как сообщил директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик, он ожидает, что все автомобильные заводы в Украине приостановят производство на неопределенное время. В лучшем случае 1-2 завода будет работать эпизодически, производя в 3-5 раз меньше продукции, чем в прошлом году. Никаких предпосылок, чтобы производство развивалось или планировались инвестиции на сегодня нет. Это страшная перспектива.

Производители автобусов и грузовиков и в этом вопросе более оптимистичны. Вадим Шкарупин не думает, что все так мрачно – все должны работать, кто хочет, конечно. По мнению Юрия Облога, остановиться могут те заводы, которые полностью зависят от рынка Российской Федерации и которым не удастся организовать продажи в других странах. АвтоКрАЗ к ним не относится.

По мнению экспертов, ситуация в Украине сегодня настолько неблагоприятная для отечественного производства и сборки автомобилей, что этот кризис многим предприятиям пережить будет уже не под силу. И кое-каких заводов отечественный автопром может недосчитаться уже до конца года.

Что, конечно же, порадует тех, кто многие годы ругал продукцию отечественных предприятий. И обрадует любителей китайских авто. Ведь, согласно прогнозам, к 2021г. половину авто в мире будут выпускать в Китае. Это тренд. Только выиграет ли от этого тренда Украина? (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version