Подконтрольная бизнесмену Константину Жеваго люксембургская компания Calexco закрыла сделку по покупке 70% норвежской верфи NorYardsAS. Актив станет дополнением к керченскому судостроительному заводу “Залив” и позволит группе укрепить рыночные позиции.
NorYardsAS была учреждена в июле 2013 г. в результате соглашения BergenGroup и Calexco, действовавшей в интересах Судостроительного завода “Залив” (Керчь). Новая структура создана на базе компаний NorYardsBMV и NorYardsFosen. Изначально Calexco должна была получить 51% NorYardsAS за $18,22 млн. с опционом на выкуп оставшейся доли, однако в марте условия были пересмотрены: предметом покупки стали 70% актива при сниженной цене в $13,18 млн. По новым условиям BergenGroup после закрытия сделки вносит в уставный капитал NorYardsAS 15 млн. норвежских крон (30% средств на развитие) вместо ранее предусмотренных 25 млн., Calexco – 35 млн. крон (70%) вместо 25 млн. Последняя также обязуется привлечь в оборотный капитал NorYardsAS 100 млн. крон на финансирование строительства корабельных корпусов, по нынешнему курсу в почти 6 крон/$ это составляет $16,68 млн.
Эксперты полагают, что создание объединенной NorYardsAS позволяет финансово оздоровить убыточное судостроительное подразделение BergenGroup, а группе К. Жеваго – укрепить позиции в кораблестроении. В апреле NorYards уже подписала первый контракт на транспортно-буксирное судно с норвежской NFDS 2 OffshoreAS на более чем 650 млн. крон (свыше $108 млн.) с поставкой во ІІ квартале 2015 г. Корпус построит китайская NantongMingdeHeavy. В этой связи напомним, что керченский “Залив” тоже продолжает заниматься строительством корабельных корпусов для последующей доводки за рубежом. В последние годы подобные заказы доминируют на верфях Украины, что не позволяет им в полной мере использовать свой потенциал, сетует президент ассоциации “Укрсудпром” Виктор Лисицкий. По его словам, в 1980 г. УССР выпускала около 40% всей гражданской судостроительной продукции Союза, в том числе все корабли дедвейтом более 100 тыс. т. Республика специализировалась на крупнотоннажных транспортниках, лихтеровозах, многоцелевых ледоколах.
Впрочем, “Залив” и сегодня остается одной из крупнейших верфей в Восточной Европе, специализируясь на танкерах, химовозах и контейнеровозах (включая большегрузный класс Panamax), шельфовых платформах для нефтегазодобычи. Здесь в 1986 г. построен крупный атомный ледокольный лихтеровоз-контейнеровоз “Севморпуть” до 1990-х годов строились нефтеналивные танкеры советского стандарта КМ ЛЗ 1 А1 для перевозки до 4 сортов нефти и нефтепродуктов. Директор предприятия по производству Олег Безусяк уточняет, что оно располагает необходимым современным оборудованием: “В последние годы основное производство полностью модернизировано, сумма инвестиций составила порядка $35 млн. В итоге значительно повысилось качество, сократился период постройки, а это главные параметры конкурентоспособности судов на мировом рынке”.
Внедрены автоматизированные линии дробеструйной обработки и грунтовки листа и профиля, сборки панелей и блоков, самоходная транспортная система грузоподъемностью 1000 т для перемещения секций и блоков, создан новый малярный цех. А в конце 2013 г. стартовала реконструкция сухого дока (включая обновление главного и промежуточного затворов дока, не реконструировавшихся с момента его ввода в эксплуатацию в 1971 г.) наряду с модернизацией участка горячего цинкования, зачистки и окраски труб.
При этом завод постоянно работает с заказами из Евросоюза (Норвегия, Нидерланды), составляющими значительную часть портфеля, и покупка NorYardsAS позволит холдингу К. Жеваго использовать наработанный опыт на собственной европлощадке. Немало и контрактов с Россией, которая теперь контролирует Крым и Керчь. В 2013г. керченская верфь ремонтировала для РФ плавучие буровые и корабли нефтегазового флота, и такие заказы сохраняются. А в конце мая российский Минпромторг на заседании Морской коллегии при федеральном правительстве назвал перспективным развитие трех крымских верфей – “Залива”, “Море” (Феодосия) и Севастопольского морского завода. Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Леонид Стругов добавляет, что ведомство уже работает над вопросом дальнейшей модернизации и загрузки мощностей “Залива”, где предстоит восстановить крановое хозяйство, усилить стапель в сухом доке и др. Для компании предполагаются заказы ведущих нефтегазодобытчиков РФ и ряд госконтрактов. Захваченный “Черноморнефтегаз” тоже продолжает работу и, вероятно, останется заказчиком керченского предприятия.
В целом, несмотря на негативный оккупационный контекст, у судостроителей Крыма могут быть неплохие перспективы по загрузке мощностей. Дело в том, констатируют аналитики, что после распада СССР Москва не получила полноценного кораблестроительного цикла, и не смогла создать его в последующие 20 с лишним лет. В РФ отсутствуют современные мощности по выпуску гражданских морских транспортников, хотя именно последние наиболее востребованы внутренними заказчиками. Российские исследования (например, Евразийского банка развития) информируют, что все судоспусковые сооружения страны морально и физически устарели (самая молодая из крупных верфей, Выборгская, была основана в 1947 г.).
На таком фоне крымские судозаводы вполне могут быть востребованы, тем более что Кремль декларирует планы по возрождению кораблестроения. В 2012 г. принята госпрограмма развития отрасли до 2030 г. объемом более 1,3 трлн. руб. (около $37,5 млрд.), в том числе свыше 600 млрд. руб. по гражданским проектам. К 2030 г. планируется увеличить выпуск мирных судов почти в 5 раз в денежном выражении, а долю России на их глобальном рынке – с нынешних 2% до 10% в стоимостном эквиваленте и с 0,5% до 2% в натуральном. Участие “Залива” и других кораблестроителей Крыма в подобных программах способно улучшить их загрузку, но только в том случае, если озвученные планы будут реально выполняться. А в этом есть сомнения, так как сейчас федеральная экономика находится на спаде и по результатам года может впасть в рецессию.
В таком случае наличие европейской площадки приобретает особое значение для владельцев керченской верфи. Мировой судопром хоть и медленно, но восстанавливается после кризиса, и компания может поучаствовать в этом процессе, тем более что у норвежских кораблестроителей хорошая репутация среди потребителей. За счет NorYardsAS группа К. Жеваго может продвинуться в основные регионы спроса на новые суда и вскоре с лихвой окупить все затраты на норвежское приобретение, а также улучшить состояние всего бизнеса. (Metalmonitor/ Машиностроение Украины и мира)