Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок электромобилей будет развиваться стремительно

Российский бюджет может недосчитаться налогов за черное золото из-за массовой пересадки Запада на безбензиновые авто к 2025-2035 гг.

Энергетический центр бизнес-школы “Сколково” прогнозирует падение спроса на нефть на мировом рынке к 2035 г. до уровня 2012 г., а также рост спроса на газ. Такие выводы сделали авторы исследования “Электромобиль: игрушка для богатых или революция в потреблении нефти?”. По мнению аналитиков “Сколково”, при самом оптимистичном сценарии роста мирового спроса на электромобили, вызванного более внимательным отношением к экологии и ростом цен на углеводороды, спрос на нефть к 2035 г. упадет до 74,5 млн. баррелей в сутки, что на 27,7 млн. баррелей меньше прогноза Международного энергетического агентства (101,4 млн. баррелей). При этом будет расти потребление газа, который понадобится как для выработки новых электромощностей, так и как альтернативное нефти газомоторное топливо для транспорта. По сути мировое потребление нефти в этом случае снизится на 1,35 млрд. т нефти в год.

Внутреннего российского рынка эти тенденции коснутся в меньшей степени, однако не учитывать их нельзя, ведь доходы от экспорта нефти и газа в казне страны сегодня составляют 60% бюджетных поступлений.

Как отмечается в исследовании, рынок электромобилей может развиваться гораздо стремительнее, чем предполагают текущие консервативные оценки нефтяных и консалтинговых компаний. На фоне серьезной обеспокоенности вопросами энергетической безопасности в странах Европы, а также роста разнообразия моделей электрокаров и снижения стоимости аккумуляторных батарей для них производство электромобилей в мире выросло c 240 тыс. в 2013 г. до 400 тыс. в 2014 г.

Международное энергетическое агентство совместно с ElectricVehicleInitiative и CleanEnergyMinisterial в качестве самого агрессивного сценария в 2020 г. прогнозирует общий парк электромобилей в мире 24 млн. шт. (2,2% рынка) и продажи новых электромобилей 7,2 млн. шт. (8,0% мировых продаж). Всего в мире на 2013 г. насчитывалось 900 млн. автомашин, абсолютное большинство – с традиционными двигателями внутреннего сгорания.

В рамках трех сценариев, рассматриваемых энергетическим центром “Сколково” по развитию рынка электромобилей в мире, потребление нефти либо упадет к 2035 г. до уровня 2012 г. (после небольшого роста до 2030 г.), либо начнет падать значительно раньше. В наиболее оптимистичном для рынка электрокаров сценарии “Электромобили” потребление нефти снижается с 87,4 млн. барр./сут. в 2012 г. до 74,2 млн. барр./сут. в 2035 г. Это случится при условии роста доли электромобилей в мировом объеме продаж новых автомобилей до 90% в 2025г. и сохранение этой доли до 2035 г. В “Базовом” сценарии рост доли электромобилей в мировом объеме продаж новых авто составит 50% к 2031 г. А к 2035 г. в общем парке автомобилей количество авто, работающих на электроаккумуляторах или от розетки, достигнет 40%. В этом случае спрос на нефть может упасть до 82,7 млн. барр./сут. В наименее оптимистичном сценарии “Гибриды” – при равномерном использовании электромобилей и бензиновых авто спрос на нефть будет расти до 2030 г. до 90 млн. барр./сут. вместе с общим ростом автопарка. Затем к 2035 г. он упадет до уровню 2012 г. Сценарий “Гибриды” построен на основе прогноза структуры продаж новых автомобилей, предложенного компанией BP. Суммарная доля полных и умеренных гибридов в продажах к 2035 г. достигнет двух третей объема продаж (67%), доля же электромобилей составит всего 6,4%. По такому сценарию к 2035 г. в общем парке автомобилей количество электромобилей будет всего лишь 4,7%.

Доля автомобилей на газомоторном топливе также кратно вырастет по отношению к 2013 г. Для нужд электрокаров нужно будет построить дополнительные мощности электрогазогенерации, что приведет к росту потребления газа в мире на 0,8-1,12 трлн. куб. м в зависимости от сценария.

Как отмечают эксперты энергетического центра “Сколково”, подобные сценарии необоснованно игнорируются и нефтегазовыми компаниями, и правительством РФ при разработке Энергетической стратегии.

“Потенциальное отсутствие роста спроса на нефть может привести к серьезному снижению цен на топливо, что может негативно повлиять на экономическую привлекательность высокозатратных проектов, таких как разработка арктического шельфа. При этом может вырасти нужда в новых проектах производства газа и альтернативных источников энергии”, – говорит директор энергетического центра “Сколково” Григорий Выгон.

По словам руководителя направления “Исследования” энергетического центра “Сколково” Елены Савчик, в России спрос на электромобили пока сильно отстает от мирового.

“Рынка электрокаров в России практически нет. В прошлом году в стране было продано всего 290 электрокаров. Официально общее количество электромобилей в России на конец 2013 г. не превышало 1 тыс. единиц (по сравнению с 170518 в США), построено незначительное количество станций зарядки. Даже после обнуления ввозных пошлин на электромобили разница в стоимости электромобиля и автомобиля c двигателем внутреннего сгорания слишком высока, чтобы заинтересовать российского покупателя. Для развития электромобилей в стране необходима активная господдержка. Сегодня Москва и Московская область – единственный перспективный регион для электромобилей. Здесь сконцентрированы станции зарядки, и, согласно опросам, более половины москвичей готовы рассматривать электромобиль как потенциальную покупку”.

В среднем современный электромобиль способен ехать без подзарядки до 150 км, резюмирует эксперт. (Trans-port.com.ua/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version